Фрагмент для ознакомления
2
Психологический эксперимент представляет собой проводимый в специальных условиях опыт с целью получения новых научных знаний при помощи целенаправленного вмешательства исследователя в жизнь и деятельность испытуемого.
Разными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неодинаково, очень часто в психологии под экспериментом рассматривается спектр различных самостоятельных эмпирических методов (эксперимент, опрос, наблюдение, тестирование). При этом в экспериментальной психологии традиционно эксперимент принято считать самостоятельным методом.
Психологический эксперимент является специально созданной ситуацией, которая предназначена для более целостного переживания клиентом собственного опыта.
Экспериментальные данные образуются путем пассивного наблюдения или с помощью активного эксперимента. Информация при пассивном наблюдении получается посредством регистрации необходимых сведений в обычных условиях функционирования объекта. В случае активного эксперимента на объект по составленной схеме производится целенаправленное воздействие. Активный эксперимент способствует расширению области исследования, определению закономерностей функционирования, сокращению на проведение исследования потребности в ресурсах. Планирование экспериментов охватывает очень широкий круг вопросов - от учета особенностей определенных объектов исследования до концептуальных общих проблем.
Теория планирования эксперимента в настоящее время выступает в качестве самостоятельного научное направление и находит практическое использование там, где проводятся сложные научные экспериментальные исследования.
Планирование психологического эксперимента
Планирование эксперимента – важный этап организации психологического исследования, исследователь стремится сконструировать в большей степени оптимальную для воплощения на практике схему (или план) эксперимента.
В психологии экспериментальные исследования отличаются от других методов тем, что экспериментатор активным образом манипулирует независимой переменной, при том, что в других методах имеется только вариативность в выборе уровней относительно независимой переменной. Как правило, обычный вариант экспериментального исследования подразумевает наличие контрольной и основной групп испытуемых. В неэкспериментальных исследованиях все группы одинаковы, что позволяет проводить их полное сравнение [7].
Экспериментальный план формируется для того, чтобы ответить на главные вопросы о:
количестве независимых переменных, используемых в эксперименте (несколько или одна);
числе уровней независимой переменной (остаётся постоянной или изменяется независимая переменная);
методах контроля возмущающих или дополнительных переменных (какие целесообразно и необходимо применить):
• метод прямого контроля (исключение дополнительной известной переменной),
• метод выравнивания (учёт дополнительной известной переменной при полной невозможности её исключения),
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батрак А.П. Планирование и организация эксперимента: Учебное пособие к изучению теоретического курса для студентов - Красноярск: ИПЦ СФУ, 2017. 260с.
2. Бондарчук А. И. Экспериментальная психология: Курс лекций. - К: МАУП, 2013. -220 с.
3. Горбунова В. В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Учебное пособие. - Житомир, 2015. - 294с.
4. Дружинин В. И. Экспериментальная психология. - 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2010. — 320 с.
5. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология; ТК Велби, Проспект - Москва, 2012. - 208 c.
6. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология; Аспект Пресс - 2014. - 384 c.
7. Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная; Алетейя - Москва, 2012. - 288c.
8. Никандров В. В. Экспериментальная психология; Речь - Москва, 2013. - 512 c.
9. Сидняев, Н. И. Введение в теорию планирования эксперимента. Учебное пособие. Гриф УМО вузов России / Сидняев Николай Иванович. - М.: Московский Государственный Технический Университет (МГТУ) имени Н.Э. Баумана, 2017. - 799 c.
10. Фиалко М.Б. Лекции по планированию эксперимента / М.Б. Фиалко, В.Н. Кумок. — Томск.: Изд-во Томского гос. ун-та, 2015. — 230с.