Фрагмент для ознакомления
2
Осознание человеком собственной смертности и страх перед ней отразились в каждой известной культуре, и всюду имеют свои особенности. Погребальная традиция является важным объектом для исследования, поскольку позволяет выявить основные компоненты религиозных представлений, философии и бытовых практик, а также определить социальное и имущественное расслоение внутри общества.
В настоящей работе рассматриваются сообщения о смерти и погребении, во множестве встречающиеся в древнейшей сохранившейся древнерусской летописи — «Повести временных лет» (далее: ПВЛ).
ПВЛ является интересным и предельно сложным источником для исследования социальной жизни и мировоззрения средневекового человека. История ее изучения включает не один пласт фундаментальных трудов по древнерусскому летописанию. Здесь необходимо остановиться на работах тех исследователей, кто специально рассматривал сообщения ПВЛ о смерти и погребении.
Анализ древнерусских летописей показывает, что Туровское княжество играло значительную роль в политической жизни Древнерусского государства. Географическая близость к Киеву, удобство путей сообщения со столицей позволяли туровскому князю контро¬лировать политическую обставновку в центре и вовремя вмешиваться в ее развитие. В результате в XI веке туровские князья очень часто или становились великими князьями или претендовали на этот титул.
Другой вывод, который можно сделать на основании анализа древнерусских летописей, – в XI веке среди правителей Турова отсутствовали сепаратистские тенденции. Более того, в отличие от Полоцка, туровские князья выступали с активной позицией объединения восточнославянских земель. В своей общерусской деятельности туровские князья встречали много препятствий и со стороны политических соперников и со стороны церкви. Причем, очевидно, претенденты на великокняжеский трон использовали церковь в политической борьбе. На основании сравнения Ипатьевской летописи со скандинавскими и польскими источниками можно прийти к выводу, что приписка «окаянный» к имени Святополка сделана летописцем исходя из заказа политических противников князя. Очевидно, что туровские князья распространили свои поступки и идеи на весь восточнославянский мир и вошли в историю как объединители славян.
Так, пространное повествование 1071г. Повести временных лет о волхвах, проводящее идею Божественного предопределения, а также рассказ 1078г., акцентирующий тему братской помощи Изяслава Ярославича Всеволоду и «непамятания» обид, весьма проработаны в литературном отношении. Сказанное касается и соответствующих мест Киевского свода ХІІ в., и сводов ХІІІ в.
Так, основным содержанием статьи 6676/1166 (при стандартном пересчет 1168) г. Ипат является описание последнего путешествия Ростислава Мстиславича в Смоленск и смерти князя.
Здесь помещена предсмертная молитва, а о князе сказано «успѣ», как о святом. При этом сцены путешествия, когда к князю вышел «мало не весь град, смольнян, и «успения» выписаны одной рукой Повесть 1175г. Ипат об убиении Андрея Боголюбского включает эпизод встречи тела умершего князя «всем градомъ» и использует житийную топику. Сообщение Лавр 1218г. о кончине Константина Всеволодича содержит обширную книжную похвалу умершему князю.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ипатьевская летопись // ПСРЛ. 2-е изд. СПб., 1908. Т. 2. С. 1—938.
2. Гимон Т. В. К проблеме зарождения историописания в Древней Руси // Древнейшие государства Восточной Европы, 2013 год: Зарождение историописания в обществах Древности и Средневековья. М., 2016. С. 748—800.
3. Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011