Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Карьера для современного человека является важным компонентом самореализации. Трудовая деятельность представляет собой важный аспект включения индивида в общественную жизнь. Связанные с профессиональной деятельностью взаимодействия играют большую роль в жизни человека.
Начиная с юношеского возраста, перед каждым становится важный вопрос, связанный с поиском себя и «делом жизни». В этом выборе необходимо учитывать ряд факторов личностно-психологического и социального характера. Дальнейшее начало трудовой деятельности – это серьезный этап в индивидуальном пути, связанный с переходом во взрослую жизнь.
В дальнейшем, уже во взрослом возрасте, профессиональная деятельность и самореализация оказывает влияние на психологическое самочувствие, развитость и широту социальных связей индивида. Важность успешной профессиональной самореализации отдельного человека проявляется и на уровне всего общества.
Особенности карьерных стратегий представителей различных социальных групп и общностей, поколений, определяет и многие другие составляющие их жизни, подвергаясь, в свою очередь, влиянию других аспектов социальной жизни. Учет этих параметров необходим, в том числе, и при осуществлении управленческой деятельности.
Цель работы – изучить феномен карьеры и карьерной стратегии.
Поставленная цель определила следующие задачи:
1. Дать определение понятию «карьера»;
2. Дать определение понятию «карьерная стратегия»;
3. Назвать и проанализировать типы карьерной стратегии.
1. ПОНЯТИЕ КАРЬЕРЫ
Успешность карьерного пути является одним из самых эффективных стимулов. Сегодня она является для молодежи одним из способов личностной самореализации. Связанные с построением карьеры процессы приобретают ряд специфических особенностей. Их участниками становятся н только организации и их работники, но также государство и общество.
Правильность выбора карьерного пути влияет на психологическое самочувствие индивида, его удовлетворенность своей жизнью. Она является также одним из факторов корпоративной эффективности, социально-экономической стабильности государства. Таким образом, важен вопрос управления карьерным развитием на различных уровнях.
Слово «карьера» произошло от латинского слова «carrara», означающего «путь», «дорога».
В первую очередь, необходимо дать определение понятию «карьера». Отдельные его формулировки могут различаться. Однако если обобщить их. Можно выделить следующие:
• «линия продвижения работника, позволяющая реализовать его потребности в улучшении материального положения, достижении более высокого социального статуса, повышении властных полномочий и самореализации» ;
• «процесс постепенного должностного перемещения за период работоспособного состояния» ;
• степень реализации человеком его потенциала ;
• индивидуально осознанная позиция и поведение, связанное с накоплением и использованием возрастающего человеческого капитала на протяжении рабочей жизни человека .
Существует и ряд других формулировок. Обобщая приведенные определения, можно сказать, что наиболее важными характеристиками феномена карьеры является реализация потребностей в профессиональной самореализации и в целом реализации личностного потенциала, в повышении социального статуса и материального благополучия. Можно также сказать, что карьера представляет собой совокупность всех передвижений с одной должностной позиции на другую в течение трудовой жизни.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бавыкина Е.Н. Типы карьерных стратегий выпускников вузов // Актуальные вопросы экономических наук. – 2011. – № 19. – С. 215—219.
2. Биликтуева Е.Б. Карьерные стратегии государственных гражданских служащих: на материалах Республики Бурятия: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.08 / Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М., 2010. – 178 с.
3. Голубева Т.С. Трактовка понятия «карьера» в разрезе современных тенденций // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 8. – С. 28—30.
4. Горелов Н.А., Тучков А.И. Энциклопедия труда и занятости. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1997. – 239 с.
5. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. – М.: Питер, 2003. – 351 с.
6. Основы управления персоналом: Учеб. для вузов по направлению и специальности «Менеджмент» / Под ред. Б.М. Генкина. – М.: Высш. шк., 1996. – 381 с.
7. Комаров Е.И. Управление карьерой // Менеджмент. – 2013. – Т. 1. – № 5. – С. 287—292.
8. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 060200 – «Экономика труда». – М.: Инфра-М, 2001. – 407 с.
9. Толочек В.А. Профессиональная карьера: исследования, результаты, возможные перспективы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2019. – Т. 8. – № 1. – С. 19—29.
10. Филиппов А.В. Работа с кадрами: Психол. аспект. – М.: Экономика, 1990. – 167 с.
11. Фоменко А.В. Карьерная стратегия в профессиональной деятельности человека // Профессиональная ориентация. – 2019. – № 1. – С. 114—118.
12. Щукина И.К., Чирковская Е.Г. Отношение управленческого персонала к понятию «карьера» // Акмеология. – 2018. – № 1(65). – С. 43