Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Трансформационные процессы, происходящие в период нестабильного развития рыночной среды Российской Федерации, и сопровождаются затяжным экономическим и социальным кризисом, характеризуются рядом негативных явлений, которые влияют на уровень производства продукции субъектами хозяйствования. Сегодня их влияние нежелательно, поскольку Российская Федерация выбрала целевую ориентацию на инновационный путь развития, обеспечивает значительное ускорение социально-экономического роста его основных сфер деятельности. Особенно актуальны и остры эти вопросы для малых и средних субъектов хозяйствования, которые в первую очередь нуждаются в разработке мер государственной политики и новых стратегических моделей государственного управления.
Регулирование социальной сферы являлось всегда актуальным вопросов в экономической политике государства. От того, насколько развита социальная сфера, зависит качество жизни населения, страны. Теоретические и практические аспекты развития и совершенствования экономической политики, представлены в работах российских и зарубежных авторов, таких как: В. Ойкен [7], М.С. Санталова [11], С.С. Сулакшин [12] и др. Целью данной работы является рассмотрение социальной сферы. Задачи:
- описать сущность государственного регулирования социальной сферы в РФ;
- рассмотреть социальное страхование, социальную помощь и социальную защиту в РФ: особенности;
- изучить политику социальных гарантий государства и защиты в контексте безработицы;
- рассмотреть меры социальной поддержки безработных граждан в РФ.
Объект исследования – социальная сфера регулирования. Предмет исследования – особенности государственного регулирования социальной сферы в РФ.
1 Сущность государственного регулирования социальной сферы в РФ
На современном этапе социально экономического развития России одним из ключевых направлений государственного регулирования является социальная сфера, состояние которой во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Социальная сфера общества представляет собой совокупность отраслей, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление.
Широкое распространение получило представление о социальной сфере как о совокупности отраслей и организаций непроизводственной сферы, предоставляющих социальные услуги и выполняющих общую целевую функцию по удовлетворению потребностей населения. При этом в большинстве случаев - это сфера, связанная с удовлетворением нематериальных потребностей человека, а в качестве критерия выделения социальной сферы рассматривается нематериальный характер результатов деятельности. В таком понимании социальная сфера представляет собой социальную инфраструктуру, т.е. совокупность соответствующих организаций и отраслей, непосредственно обслуживающих население, оказывающих широкий спектр социальных услуг и
предоставляющих общественные блага. В ряде случаев эта категория трактуется как «совокупность больших социальных групп - классов, наций, народов, как важнейших компонентов общественной жизни, а не просто суммы локальных социальных образований». В основном, понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества.
Однако при такой постановке вопроса, на наш взгляд, социальная сфера утрачивает свои функциональные признаки и главнейший из них - обеспечение воспроизводства общества. Учитывая потребительски ориентированный характер всех услуг, ряд авторов предлагают рассматривать социальную сферу как совокупность социальных отраслей сферы услуг и экономические виды деятельности по оказанию социальных услуг. При этом в качестве ведущих отраслей выделяются образование, здравоохранение и культура [14, с. 74]. По мнению ученых Института региональных экономических исследований, к социальной сфере относятся объекты, определяющие среду жизни и досуга населения, включая помимо вышеуказанных отраслей, сферу физической культуры и спорта. Низкий уровень жизни значительной части населения на протяжении длительного времени привел к диспропорциям в потребностях и платежеспособных возможностях людей в решении актуальных для них жизненных вопросов, в том числе касающихся социальных услуг. Предоставление социальных услуг на условиях государственных гарантий становится все более дифференцированным, при этом растет доля платных социальных услуг.
Социальная сфера регулируется в нашей стране посредством государственных программ социального обеспечения (социальное страхование, социальная помощь) и системы социальных услуг.
Социальная политика как система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами и слоями общества является очень сложным и многогранным процессом. Для того, чтобы принимать правильные политические решения, видеть взаимосвязь между звеньями и прогнозировать результаты этих действий, социальную политику принято структурировать.
В структуре социальной политики выделяют:
- политику регулирования доходов населения;
- политику социальных гарантий;
- политику обеспечения занятости;
- политику социальной защиты.
Социальная защита населения подразумевает выплату государством социальных трансферов - бюджетных средств, направленных на выплаты населению пенсий, стипендий, пособий, компенсаций.
Вмешательство государства в процессы перераспределения средств должно осуществляться таким образом, чтобы не навредить экономике страны из-за чрезмерного роста налогов и, как следствие, не отбить интерес к предпринимательству у самих получателей трансфертных выплат. И в тоже время, в достаточной мере стимулировать общество для повышения экономической стабильности.
Политика социальных гарантий – это перечень методов и действий, необходимых для создания минимальных условий для жизнедеятельности членов общества. Социальные гарантии - это комплекс социально-экономических и правовых условий, гарантирующих право членов общества в производстве, распределении, потреблении. Социальные гарантии подкрепляются минимальными социальными стандартами - общепринятыми нормативами, показывающими уровень удовлетворения потребностей в материальных благах и социальных услугах.
К таким стандартам можно отнести прожиточный минимум – это стоимость минимального количества жизненных средств и благ, необходимых для достаточного существования человека.
На размер прожиточного минимума ориентируются при определении минимальной заработной платы и всевозможных пособий, при определении размеров стимулирования труда и критерия «порога бедности».
Прожиточный минимум рассчитывается с учетом потребительской корзины, определенной как перечень товаров продовольственного и непродовольственного характера, а также платных услуг, направленных на удовлетворение потребностей и поддержание минимально приемлемого уровня жизни.
Еще одним стандартом является минимальный потребительский бюджет, представляющий собой объем расходов, запланированных для удовлетворения основных физиологических и социальных потребностей.
Минимальная заработная плата - социально-экономический норматив, определяющий объем денежных средств, выплачиваемых работнику и способных обеспечить простое воспроизводство его рабочей силы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Белова А. С. Социальная защита граждан РФ в период пандемии//ЛУЧШИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Сборник статей VI Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2022. С. 87-90
2) Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1, электронная справочная правовая система КонсультантПлюс//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60
3) Клишина Ю Е., Углицких О. Н., Михоненко В. И. Роль социального страхования в обеспечении социальной защиты граждан РФ//НАУКА И ОБЩЕСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 34-37
4) Коленникова О. А., Длительность поиска работы и зарплатные ожидания безработных // Народонаселение. — 2020. — № 3. — С. 169-181 :
5) Мелоян В.Г., Савина Ю.В. / Зарубежный опыт формирования механизма регулирования рынка труда / Новые технологии. – 2017. - №1. – С. 45-49.
6) Неретина А. И. Социальная и правовая поддержка безработной молодежи в РФ//НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2022. С. 120-123
7) Ойкен В. Основные принципы экономической политики: Пер. с нем./ Общ. Ред. Л.И. Цедилина и К. Херманн-Пиллата, вступ. сл. О.Р.Лациса. – М.: «Прогресс», 1995. – 496 с.
8) Павленко А.Д. Меры социальной поддержки безработных граждан//РОССИЙСКАЯ НАУКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Сборник статей XXXVIII международной научно-практической конференции. Том Часть 2. Москва, 2021. С. 171-172
9) Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 433 "Об утверждении Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции"// http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004060014 (дата обращения 17.10.2022)
10) Сайт ЦБ России. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://cbr.ru/ (дата обращения: 23.10.2022).
11) Санталова М.С. Экономическая политика государства: теория, методология и практика. – Воронеж: ВГУ, 2004. – 191 с
12) Сулакшин С.С. Научные подходы к формированию Экономической доктрины РФ. // Проблемы модернизации экономики и экономической политики России. Экономическая доктрина Российской Федерации / Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при Отделении общественных наук РАН. Труды Центра. Вып. No 10. – М.: Научный эксперт, 2008. – С. 67-107
13) Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. No 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», информационного-правовой портал Гарант.ру URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/#review
14) Украинский А.А Управленческие подходы к развитию социальной сферы муниципального образования//ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 2021. № 4. С. 74-78
15) Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ (дата обращения 23.10.2022)