Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие о психолингвистике
Психолингвистика, в отличие от традиционной лингвистики, обращена не к системе языка (ее устройству и функционированию), а к человеку, пользующемуся (с разной степенью успешности) этой системой. Одним из приоритетов психолингвистики является обнаружение скрытых от непосредственного наблюдения условий, определяющих успешность речевой деятельности. Психолингвистика позволяет ответить на многие волнующие специалистов в области лингвистики вопросы [1]:
как осуществляется восприятие и порождение, обработка, хранение и извлечение информации;
почему не «работают» (или недостаточно эффективны) некоторые традиционные школьные методики;
как сделать обучение русскому языку интересным и успешным.
Другими словами можно сказать, что психолингвистика предполагает изучение особенностей построения в сознании отдельного человека его персональных языковых моделей, адекватных для каждого человека способов коммуникации и т.д. При этом исследователям важно помнить, что каждый человек в отдельности создает свое индивидуальное и неповторимое представление, как о самом языке, так и о культурологических особенностях носителя данного языка [4].
Еще М. Бахтин отмечал, что язык – это универсальное средство не только общения между людьми, но также это средство познания и восприятия культурных, национальных и морально-нравственных ценностей народа носителя данного языка. Сегодня в области психолингвистики существует большое количество научных или около научных работ направленных на понимание особенностей обучения людей тому или иному языку. При этом дидактически и методологически выделяется граница между изучением языка носителем данного языка и иностранцами [11].
А. Леонтьев, П. Гальперин и Л. Выготский в разное время отмечали, что сознание человека и его восприятие работают индивидуально. Другими словами в мире существует миллиард отдельных психик и отдельных представлений о том или ином языке. Более того, можно утверждать, что несмотря на различные этапы образования в каждом языке существует пара тысяч слов которые понимаются людьми по-разному, т.е. индивидуально [2].
Кроме этого, как говорилось выше, каждый человек воспринимает мир индивидуально. В связи с этим, главная задача психолингвистики дать в руки преподавателю (учителю) универсальный ключ-отмычку который поможет ему донести до обучающихся учеников необходимые знания и представления о том или ином языке [1].
Кроме этого, нужно заметить, что психолингвистика – это не только представления о произношении слов, фонетике и т.д. Одна из задач психолингвистики – это обеспечение спокойного и мягкого вхождения ученика в нравственно-культурологическое пространство того или иного языка [12].
Здесь нужно отметить, что при изучении родного языка это так же важно, поскольку язык, как уже говорилось, – это отражение национальной культуры, менталитета и нравственности. С точки зрения психологии, психолингвистика закладывает в ученика сначала основы понятийного и словарного запаса языка, а в дальнейшем она его расширяет.
Историки лингвистики и психолингвистики отмечают, что тесная взаимосвязь психологии и лингвистики сложилась далеко не сразу. Проблема заключалась в том, что эти две науки были разобщены, и между ними не прослеживалось общих параллелей.
Психолингвистика – это наука, которая призвана объединить между собой достижения психологии и педагогики в области обучения человека. Более того именно психолингвистика первая показала, что причиной успешности детей в изучении языков лежит именно в том, что ребенок параллельно осваивает смысловую и фонетическую базу языка.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Современная психолингвистика. История отечественной и иностранной научной мысли. – Казань: Меридиан, 2021. – 374 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Введение в психолингвистику. Цели. Задачи. Виды. – Воронеж: Альянс, 2020. – 322 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Современная психолингвистика. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2021. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Современная психолингвистика. Типы и виды исследований. – Волгоград: Пламя, 2019. – 377 с.
5. Корсун, Е. Сущность психолингвистического подхода при обучении иностранному языку дошкольников / Елизавета Корсун, А.О. Бударина. // Молодой ученый. – 2020. – № 23 (313). – С. 620-620. – Электронный ресурс – https://moluch.ru/archive/313/71171/ (дата обращения: 24.10.2022).
6. Лебедев О.М., Носов М.С. Обзор практики применения психолингвистики в области изучения русского языка. Достоинства и недостатки судебных решений. – Екатеринбург: Капитолий, 2022. – 876 с.
7. Медведева Н.А. Петрова М.С. Введение в современную психолингвистику. Роль. Место. Задачи. – Казань: Пальмира, 2022. – 432 с.
8. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Современная психолингвистика и языковая практика. Профессиональные знания специалиста. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
9. Семенов О.В. Борисов А.В. Современная психолингвистика. Место и роль специалистов психологов и лингвистов. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
10. Сушко, М. В. Психолингвистический аспект обучения русскому языку иностранных курсантов высших военных учебных заведений / М.В. Сушко. // Молодой ученый. – 2015. – № 9 (89). – С. 1415-1418. – Электронный ресурс – https://moluch.ru/archive/89/18225/ (дата обращения: 24.10.2022).
11. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика современной психолингвистики. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2021. – 623 с.
12. Фадеева А.Ю. Психолингвистика. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2022. – 588 с.