Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Память – это неотъемлемая часть человека, это форма психического отражения, которая заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении прошлого опыта, память связывает прошлое человека с настоящим и будущим.
Существует такой анекдот: «Помнить-то я помню, но когда хочу вспомнить, то забываю...». Действительно, все, что происходит с человеком в течение жизни, знания, опыт, все это позволяет человеку развиваться.
Память формирует привычки и поведение человека. Благодаря памяти мы можем общаться между собой. Другими словами, память формирует человека как личность.
Память – важная вещь в нашей жизни, без нее невозможно жить и ее изучение позволяет нам более четко подходить к способам обучения. Многие процессы, в том числе, в рекламе, массовой коммуникации связаны с процессами запоминания.
В психологии памяти есть много неизведанного. Изучение памяти, ее исследование помогает четко понимать структуру и механизмы работы памяти.
Целью данной работы является рассмотрение памяти и ее видов, психологических особенностей произвольной и непроизвольной памяти, значения процессов запоминания для массовой коммуникации.
Задачи:
- дать определение памяти;
- рассмотреть эмоциональную, двигательную, образную, словесно-логическую память;
- изучить непроизвольную и произвольную память ;
- описать манипулятивное воздействие СМИ и память;
- рассмотреть эффект визуального запоминания в СМИ.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПАМЯТИ
1.1 Определение памяти
Память – одна из уникальных и долговечных наших способностей, которая, несомненно, играет огромную роль в жизни и деятельности каждого из нас. Эта способность является условием приобретения знаний и формирования различных умений и навыков. Без наличия памяти нормальное функционирование человека и общества просто невозможно. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного совершенствования этой функции немыслима. Так что же такое память?
Память – это явление нашей психики, которое представляет собой процессы запоминания, сохранения организации и воспроизведения человеком его опыта.
Другими словами, это удивительное свойство каждого из нас, которое позволяет восстановить в нашем сознании картины прошлого, различные образы, которые когда – то произвели на нас впечатление. Не помня то, что было с нами в прошлом, мы просто не смогли бы совершенствоваться дальше, так как то, что мы приобретаем, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Вопросы памяти затрагивали многие ученые прошлого и современности. Знаменитый советский психолог С.Л. Рубинштейн в своей книге писал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» .
Выдающийся психолог И.М. Сеченов, в свою очередь, отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного» .
1.2 Эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая память
Память человека вовлечена во все виды его жизнедеятельности, соответственно, ее формы многообразны. По этой причине принято классифицировать разделы памяти в зависимости от направленности деятельности человека, в которой применяется усвоение и воссоздание.
Памятью, отвечающей за наши чувства, является эмоциональной. Эмоции подают нам сигналы о том, выполняются ли наши желания, оповещают о взаимодействии с внешним миром. Сохраненные в эмоциональной памяти чувства побуждают человека к действиям .
Эмоциональная память влияет на качество усвоения информации: чем сильнее эмоции, тем легче запоминается материал. Это говорит о том, что данный вид памяти играет огромную роль в жизни человека, может оказывать наиболее сильное влияние на человека, чем какой-либо другой вид памяти.
Другой вид памяти – двигательная, она способствует запоминанию различных движений, систем действий, усвоение которых помогает человеку в дальнейшем их повторно воспроизводить. Существуют личности, у которых данный вид преобладает над остальными. Некоторые люди не способны восстановить события театральной постановки по памяти, другие же могут полностью запомнить музыкальный мюзикл.
Главное достоинство двигательной памяти над другими состоит в том, что она способствует формированию практических навыков. Без нее каждый раз людям приходилось бы осваивать разнообразные навыки, например, письмо или ходьбу.
Двигательная память развивается, начиная с раннего возраста. Обычно это происходит в первые месяцы жизни. Сначала она проявляется в условных рефлексах, которые вырабатываются у ребенка уже в этом возрасте. С
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Агафонов А. Ю., Подходы к изучению памяти: историко-психологический анализ // Журнал прикладной психологии. — 2016. — N 6. — С. 26-37
2) Лимонова О.О., Диговцов Г.В. Особенности проявления памяти и ее влияние на жизнь человека// ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ : ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ. Сборник материалов XXXVIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 88-91
3) Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 - х кн - х. Кн.1 Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2006. – 323с
4) Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. – 321с
5) Ручин А. Л. Система массовых коммуникаций: социальные сети как инструмент политики// 30 ЛЕТ БЕЗ СОЮЗА: ПОТЕРИ, УДАЧИ, ПЕРСПЕКТИВЫ. Материалы Всероссийской студенческой конференции. Иркутск, 2021. С. 275-278
6) Чеботарева Н. И. Определение и структура манипулятивного воздействия в СМИ//ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА. 2014. № 1. С. 77-84