Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В обобщенном представлении процесс общения условно можно рассмотреть в трёх компонентах:
1) коммуникативный или информативный (обмен информацией);
2) интерактивный (взаимодействие субъектов общения);
3) перцептивный (взаимовосприятие субъектов общения), хотя эти компоненты взаимообусловлены (взаимосвязаны).
При этом они могут:
1) дополнять друг друга, например, при придании вербальной составляющей наглядности или наложении к основному содержанию иного информационного фона;
1 Раскройте содержание функций общения
Организация коммуникативного процесса не всегда может быть продуктивной, если не знать специфики функций общения и механизмов их влияния на процесс общения. Как показал анализ научно-методических источников, часто рассматривается подход, согласно которому в общении рассматриваются коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции.
Коммуникативная функция решает задачи передачи информации от отправителя к получателю в системах «человек-человек», «человек-группа», «группа-группа», а современная система развития общества как информационного актуализирует и системы типа «человек-информационная система», «человек-информационная система-человек». Если переключить внимание на образовательное пространство, то цель отправителя информации заключается в том, чтобы оказать на получателя определённое воздействие на обучающегося в интересах обеспечения освоения предметной области, активизации познавательного процесса. При этом сообщение осознанно или неосознанно может иметь закодированный вид, тогда получатель, чтобы понять то или иное сообщение, должен его декодировать. Поэтому эта функция реализуется, например, по нескольким каналам связи, обеспечивающим передачу (обмен) с помощью устной и письменной речи (вербальные средства), а также жеста, мимики, изображений и т.д. (невербальные средства) .
2 Какие потребности человек реализует в общении?
Взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, имеет целью достижение изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении субъектов. Общение можно рассматривать как осознанную связь между субъектами взаимоотношений, когда между ними организован информационный процесс (обмен, прём и передача сведений), и неосознанную связь, когда происходит непроизвольное отражение в психике субъектов отношений сведений, «невидимо» сопровождающих основную информацию в виде интонации, мимики, жестов, громкости, придания наглядности, контраста сведений и т.д. Поэтому можно утверждать, что общение включает в себя несколько компонентов:
1) обмен сведениями между участниками совместной деятельности, отражающий информативную и коммуникативную составляющую общения;
2) при взаимодействии общающихся (общении) происходит информационный обмен не только словами, но и действиями, поступками (осознанными и неосознанными);
3) при общении происходит формально-содержательное восприятие общающимися друг друга в попытке узнать, как один из них воспринимает другого, какие действия воспринимать или какая реакция должна последовать после полученной информации;
4 Назовите те элементы коммуникативного процесса, которые на ваш взгляд, определяют эффективность коммуникации. Почему?
В общем смысле эффективная коммуникация – это передача информации между объектами. В случае делового взаимодействия для большей эффективности коммуникации необходимы некоторые навыки общения. Их уровень прямо пропорционально влияет на эффективность коммуникации.
В 1948г. американский ученый Г. Лассуэлл разработал модель коммуникации включив в нее 5 элементов, в частности: кто говорит, что собирается передать, по какому каналу и, наконец, кому и с каким эффектом (результатом) передается сообщение. Далее Лассуэлл предлагает проанализировать соответственно: управление (кто), содержание (что), средства и каналы (каким образом), аудиторию (кому) и, наконец, – результаты (эффект). В 1968г. Г.Лассуэлл пересматривает модель, несколько расширив ее, предлагая при исследовании коммуникационного процесса ответить на следующие семь вопросов:
1. Кто?
2. С каким намерением?
3. В какой ситуации?
4. С какими ресурсами?
5. Используя какую стратегию?
6. Оказывает влияние на какую аудиторию?
7. С каким результатом?
5 Что представляет собой коммуникативная компетентность?
Одним из первых определение коммуникативной компетентности дал Д. Хаймс, определив ее как «внутреннее знание ситуационной уместности языка, как способности, позволяющие быть участником речевой действительности» .
В отечественной лингводидактике термин «коммуникативная компетенция» был введен в научный обиход М.Н. Вятютневым, который предложил понимать коммуникативную компетенцию «как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации» .
В.Ю. Солопова определяет коммуникативную компетентность как «совокупность норм, ценностей, установок, реализующихся в общении при помощи коммуникаций» .
Н.А. Лукьянова пишет: «Коммуникативная компетентность – интегральное личностное качество, определяющее включенность специалиста в деятельность и формирующееся в процессе развития и само-развития всей личности в целом» .
6 Что представляет собой «обратная связь» в деловом общении?
Получатель, получив сообщение, декодирует его, то есть переводит символы отправителя в свои мысли. В том случае, если символы, которые выбрал отправитель, имеют для получателя такое же значение, он правильно поймет, что имел в виду отправитель, его сообщение. Если реакции на сообщение не требуется, то процесс коммуникации завершен. Но иногда, в силу каких-либо причин, получатель может придать сообщению от отправителя не тот смысл, который имел в виду отправитель .
Данное явление носит название «обратной связи». Производя обратную связь, отправитель и получатель производят смену ролей в коммуникации. Получатель становится отправителем и проходит через все этапы коммуникации и доносит свою реакцию до отправителя, который уже играет роль получателя. Обратная связь представляет собой базовую реакцию на услышанное, прочитанное или увиденное. Информация идет обратно к отправителю, говоря о том, в какой мере сообщение было понято, поверил ли ему получатель, усвоил ли он его.
Эффективность деловых отношений в известной мере зависит от уровня открытости взаимодействия и уровня обратной связи в процессе общения. Уровень открытости взаимодействия – это степень открытия себя другим людям с целью получения от них ответной реакции на свои действия; означает то, насколько человек раскрывает себя и открыт для других. Уровень обратной связи – это степень, с которой человек учитывает другие мнения и делится с окружающими своими мыслями и чувствами о них; означает, насколько мы готовы принимать во внимание точку зрения оппонента и говорить ему то, что о нем действительно думаем.
7 Раскройте содержание формальных и неформальных коммуникаций в деловом общении
В разных источниках авторы выделяют два вида деловой коммуникации: формальную и неформальную .
Формальная коммуникация представляет собой основные каналы делового внутриорганизационного общения, по которым поступает информация, касающаяся деятельности организации. К неформальной коммуникации относятся разговоры, слухи, сплетни, переписка между сотрудниками.
По направленности виды деловой коммуникации подразделяются на:
– вертикальную нисходящую коммуникацию (от руководства вниз);
– вертикальную восходящую коммуникацию (от сотрудников вверх);
– горизонтальную коммуникацию (взаимодействие коммуникантов одного уровня).
Эффективность деловых коммуникаций может быть различной. По данным исследователей эффективность горизонтальных связей достигает 90 %, эффективность вертикальных связей – 20–25 %. Следовательно, в вертикальных коммуникациях «сверху вниз» лишь четверть информации доходит до сотрудников и правильно воспринимается ими. А в коммуникациях «снизу-вверх» до адресата доходит лишь 10 % информации.
Руководителю следует корректировать работу неформальной системы коммуникаций. Основными способами корректировки неформальной коммуникационной системы являются:
Заключение
Коммуникация (от латинского – communico) в буквальном переводе означает общий или совместный. В контексте общения – это ситуация, когда 2 или более человек переговариваются на темы, которые им знакомы. В ходе этого процесса они советуются, спорят, высказывают свое мнение, а собеседник всегда принимает информацию и представляет ответную обратную реакцию.
Коммуникация в человеческом общении в чистом виде практически не существует, поскольку передача информации в обществе, чаще всего, представляет собой двусторонний процесс, речевое взаимодействие. Если коммуникация лежит в отрасли официальных отношений и направлена на решение конкретной проблемы и на достижение нужного результата, исходя из общих целей и задач сторон коммуникации, то она называется деловой.
Смысловое значение речи и сопровождающее её невербальное поведение во многом зависят друг от друга. Любой невербальный сигнал представляет собой реакцию на изменение в окружающей среде, слова данного индивида или одного из субъектов общения, потому невербальное поведение предопределено отношением человека к триггеру, вызвавшего у него данное эмоциональное состояние.
Показать больше