Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. На Земле существует более 200 стран и около 3000 народов, обладающих неповторимым культурным своеобразием, имеющих свои обычаи, нравы, традиции, верования. Между ними возникают разнообразные социальные связи и взаимоотношения. Взаимодействие одного народа с другим предполагает соприкосновение и взаимное влияние их культур. Для культуры необходимо взаимодействие. Оно ведет к преодолению однообразия, дает импульс дальнейшему развитию и обновлению.
Диалог культур – форма межкультурного взаимодействия, при которой происходит активный обмен содержанием культур при сохранении ими своей самобытности. В ходе такого диалога происходят взаимные изменения систем ценностей, типов мировоззрения, образа жизни, моделей повседневного поведения, не затрагивающие базовых структур взаимодействующих культур. Диалог культур обусловлен:
-стремлением представителей разных культур к общению, их желанием лучше узнать и понять друг друга;
-потребностью культур во взаимодействии и взаимообогащении, необходимых для преодоления своей односторонности и ограниченности;
-поиском новой, универсальной системы ценностей для глобального мирового сообщества;
Цель работы – рассмотреть роль диалога культур в процессе межкультурного взаимодействия.
Задачи работы:
- рассмотреть концепцию межкультурного диалога;
- изучить диалог культур в межкультурной коммуникации.
1. Концепция межкультурного диалога
Культурное разнообразие является неотъемлемым условием человеческого общества, вызванным трансграничной миграцией, претензиями национальных и других меньшинств на особую культурную самобытность, культурными последствиями глобализации, растущей взаимозависимостью между всеми регионами мира и достижениями в области информации и средства коммуникации. Все больше и больше людей живут в «мультикультурной» нормальности и вынуждены управлять своей собственной множественной культурной принадлежностью.
Культурное разнообразие также является экономическим, социальным и политическим плюсом, который необходимо развивать и надлежащим образом управлять им. С другой стороны, растущее культурное разнообразие порождает новые социальные и политические проблемы. Культурное разнообразие часто вызывает страх и неприятие. «Стереотипы, расизм, ксенофобия, нетерпимость, дискриминация и насилие могут угрожать миру и самой сущности местных и национальных общин» .
Диалог между культурами, старейший и наиболее фундаментальный способ демократического общения, является противоядием от отторжения и насилия. Его цель — дать возможность мирно и конструктивно жить вместе в мультикультурном мире и развивать чувство общности и сопричастности. На политическом языке термин «межкультурный диалог» все еще имеет весьма расплывчатое определение.
Коммуникация сегодня значительно развилась от внутриличностной через межличностную, межкультурную и внутрикультурную стадии. Сообщения могут передаваться от человека к человеку, от человека к малым и большим собраниям. Аудитория может быть одной группы или разных политических групп, правящих людей, ученых, врачей и профессионалов. Межкультурная коммуникация сегодня обязательно глобальна для удовлетворения потребностей различных групп людей каждой нации, расы, религии, культуры, профессии и политики. Сегодня человечество охвачено глобальной экономикой, взаимозависимой ситуацией, межкультурная коммуникация должна быть использована с пользой.
Диалог – это «общение с культурой, осознание и воспроизведение ее достижений, обнаружение и понимание ценностей других культур» , возможность снятия напряженности между группами меньшинств и целыми государствами.
В общем смысле цель межкультурного диалога состоит в том, чтобы научиться мирно и конструктивно жить вместе в мультикультурном мире и развить чувство общности и сопричастности. Межкультурный диалог также может быть инструментом предотвращения и разрешения конфликтов за счет укрепления уважения к правам человека, демократии и верховенству закона. В частности, были обозначены следующие цели:
-Делиться взглядами на мир, понимать и учиться у тех, кто не смотрит на мир с той же точки зрения;
-Выявить сходства и различия между различными культурными традициями и представлениями;
-Достижение консенсуса в отношении того, что споры не должны разрешаться насилием;
-Помочь управлять культурным разнообразием демократическим путем, внося необходимые коррективы во все типы существующих социальных и политических механизмов;
-Преодолеть разрыв между теми, кто воспринимает многообразие как угрозу, и теми, кто рассматривает его как преимущество;
-Обмен передовым опытом, особенно в области межкультурного диалога, демократического управления социальным разнообразием и поощрения социальной сплоченности;
Межкультурный диалог — это открытый и уважительный обмен мнениями между людьми и группами, принадлежащими к разным культурам, который ведет к более глубокому пониманию глобального восприятия других.
В этом определении «открытый и уважительный» означает «основанный на равной ценности партнеров»; «обмен мнениями» означает любой тип взаимодействия, раскрывающий культурные особенности; «группы» — любой тип коллектива, который может действовать через своих представителей (семья, община, ассоциация, народ); «культура» включает в себя все, что касается образа жизни, обычаев, верований и прочего, что передавалось нам из поколения в поколение, а также различные формы художественного творчества; «мировосприятие» означает ценности и способы мышления.
2. Диалог культур в межкультурной коммуникации
Культурное разнообразие является неотъемлемым условием человеческого общества, которое существовало даже в древних обществах, таких как «метеки» в Древней Греции. Это были люди иностранного происхождения, искавшие экономические возможности в процветающих старых греческих городах-государствах, таких как Афины.
Существует как минимум шесть факторов, которые делают межкультурный диалог значимым.
-равное достоинство всех участников;
-добровольное участие в диалоге;
-настрой (с обеих сторон), характеризующийся открытостью, любознательностью и целеустремленностью, отсутствием стремления «выиграть» диалог;
-готовность рассматривать как культурные сходства, так и различия;
-минимальная степень знаний об отличительных чертах своей и «чужой» культуры;
- умение находить общий язык для понимания и уважения культурных различий.
«С точки зрения Совета Европы, многообразие культур - одно из ключевых условий существования современного общества. Благодаря развитию межкультурного диалога, многообразие культур становится источником взаимного духовного обогащения и способствует укреплению взаимопонимания, примирения и терпимости» .
Подлинный и содержательный межкультурный диалог заключается не в том, чтобы «выиграть» дискуссию, иначе его можно было бы назвать дебатами. Наоборот, диалог направлен на то, чтобы выявить обе стороны аргументов и способствовать размышлениям по обсуждаемым темам.
Чтобы поддерживать социальное и культурное благополучие в многообразных обществах и решать реальные или воображаемые проблемы, конфликты и напряженность, которые может повлечь за собой многообразие, общества разработали политику управления разнообразием, а также инициативы, программы и проекты для их реализации на практике.
Возможно, наиболее часто используемые термины в политике разнообразия — и наиболее обсуждаемая концептуальная пара — это мультикультурализм и интеркультурализм. Мультикультурализм обычно описывается как «общее обязательство в мультикультурном обществе признавать, поддерживать и уважать, и ценить различные культуры, которые сосуществуют в территориально определенном пространстве».
Интеркультурализм часто рассматривается как построенный на идеях равенства и недискриминации. Критики отмечают «неспособность» мультикультурализма создать сплоченность между различными культурами, живущими бок о бок (или в своих собственных анклавах) в мультикультурных обществах, и представили интеркультурализм как решение этой проблемы. Интеркультурализм находится в более сильном акценте на «сплоченности сообщества».
Более того, межкультурный диалог рассматривается как требующий особых навыков и межкультурных компетенций, таких как «непредубежденность, эмпатия, мультиперспективность, когнитивная гибкость, коммуникативная осведомленность, способность адаптировать свое поведение к новым культурным контекстам, а также лингвистические, социолингвистические и дискурсивные навыки» включая навыки управления сбоями в общении».
Русский философ, историк культуры Библер (1989) отмечает, что «межкультурная коммуникация создает новую общую культуру общества, особую социальность, а именно «форму свободного общения людей в силовом поле диалога культур». В связи с этим важно понять сущность «барьеров» на пути общения и обосновать методы их преодоления. По словам Библера, «уходящий век породил невероятный синтез культур, поставив тем самым проблемы их диалога» .
Культура не может развиваться изолированно, она «живет в диалоге» и поэтому должна допускать иные представления о мире. Следовательно, диалог – это взаимопроникновение культур. Равноправный диалог культур – это не только уважение к чужим ценностям, но и позиция, предполагающая расширение диапазона собственных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами, обогащения культурным и социальным опытом.
«В процессе диалога культур происходит как встреча разных культур, так и их взаимопроникновение, в результате чего происходит изменение культурных паттернов участников диалога. Ни экономическое, ни политическое, ни даже культурное сотрудничество не могут так глубоко изменить картину мира, как культурный диалог» .