Фрагмент для ознакомления
2
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПОНЯТИЕ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Знакомясь с терминологией сферы государственной закупочной деятельности необходимо учитывать традиции, сложившиеся в разных отраслях государственной экономики, а также национальные особенности ведения хозяйства. В научных исследованиях нет единого подхода к терминологическому аппарату в указанной области. Как отмечает В.С. Жевакин во многих исследованиях понятия «закупки» и «закупочная деятельность» отождествляют, но между ними существует тонкая грань. Рассмотрим более детально эти понятия.
В энциклопедии закупок понятие «закупка» – это процесс приобретения товаров, работ и услуг, состоящий из выявления потребности в товаре, работе или услуге, поиска и выбора поставщика, заключения и исполнения договора о поставке товара (выполнения работ, оказания услуг). Осуществляя закупки, государство стремится минимизировать затраты, а следовательно, снизить издержки и получить максимальную прибыль.
Как справедливо замечает А. А. Лакин, организация закупочной деятельности в рамках осуществления государственного за¬каза имеет определенную специфику, а это: четкая регламентация; конкурсность — максимальное применение в процессе закупочной деятельности кон¬курсных процедур; информационная открытость; контроль за осуществлением закупок.
Государство в современной экономической системе обладает существенными финансовыми ресурсами, и от того, насколько эффективно они распределяются, зависит социально-экономическое благосостояние страны, воспроизводство материально-технических и человеческих ресурсов, уровень и качество жизни населения.
К закупкам для государственных нужд относятся закупки товаров, работ и услуг государственными или муниципальными органами, унитарными предприятиями, бюджетными, автономными учреждениями. При организации закупочной деятельности государственные заказчики должны руководствоваться принципами и положениями федерального законодательства.
Основные цели осуществления государственных закупок – реализация государственных программ, исполнение международных обязательств и выполнение функций и полномочий государственных органов.
Организация закупочной деятельности для обеспечения государственных нужд начинается с этапа планирования.
Сотрудникам, занимающимся подготовкой закупки необходимо уметь обосновывать и нормировать закупки, разбираться в свойствах товара и определять качественные характеристики, так как от этого зависит пригодность товаров, работ, услуг и их долговечность и, наконец, знать перечень товаров, на которых установлен запрет.
Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы государственных закупок, составляют следующие законодательные акты:
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» достаточно объемен, поскольку регламентирует отношения в сфере закупок для государственных нужд на всех этапах проведения процедуры закупки от планирования до осуществления контроля.
Основные отличия среди указанных нормативных актов заключаются в том, что в качестве заказчика в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» рассматриваются только лишь государственные организации, в то время как Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» относят к заказчикам также предприятия с государственной долей в уставном капитале и некоторые бюджетные организации.
Оба федеральных закона предлагают одинаковые виды торгов для всех участников. И еще один вид предусмотрен только Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» – это закупка у единственной компании (с обоснованием такого решения в специальном отчете). Покупки у единственной компании допустимо применять только при наличии обстоятельств, четко прописанных в Законе № 44-ФЗ как особые случаи. Речь идет о естественных монополиях, проведение закупок по специальным указам Президента, а также для специальных задач (мобилизационная подготовка) и в пределах небольшой суммы – до шестисот тысяч рублей и многие другие. Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подчиняются закупки всех бюджетных учреждений государственного и муниципального уровней, а также унитарных предприятий (кроме особо значимых) – всевозможных больниц, детских садов, воинских частей, трамвайно-троллейбусных парков. Это подробный документ, в деталях описывающий все этапы организации тендеров, жестко фиксирующий сроки и предусматривающий четкие штрафные санкции.
В Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» изложены только принципы, которыми следует руководствоваться заказчикам при самостоятельной разработке Положения о закупках на ближайший год. Его они обязаны публиковать в Единой информационной системе – www.zakupki.gov.ru. Государство предоставляет таким заказчикам достаточно большую свободу, так как финансирует их закупки лишь частично. Однако для поставщиков это не вполне удобно: приходится изучать документацию, которая может кардинально отличаться, адаптировать бизнес-процессы и продукт к новым условиям. Но в результате по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» могут быть проведены более серьезные закупки. Главный минус Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для поставщика заключается в регулировании каждого действия участников тендеров, так как заказы полностью оплачиваются из госбюджета. Любое нарушение процедур выливается в дисквалификацию, штрафы и даже включение в реестр недобросовестных поставщиков.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 26.11.2022). –Текст: электронный.
2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 26.11.2022). –Текст: электронный.
3. Жевакин, В.С. К вопросу определения понятия «закупочная деятельность государственных предприятий» / В.С. Жевакин. – Текст: непосредственный // Вестник Луганского университета имени Владимира Даля. – 2022. – № 1 (55). – С. 67-70.
4. Жернаков, А. Б. Анализ процесса закупочной деятельности для обеспечения государственных нужд / А. Б. Жернаков, Е.Д. Семенко. – Текст: непосредственный // Наука настоящего и будущего. – 2021. – Т. 2. – С. 260-261.
5. Как заказчику распознать картельный сговор при закупке // Госзакупки.ру. – 2022. – № 9. – С. 45-49.
6. Контрактная система в сфере госзакупок: учебное пособие / М. А. Королева, Е. С. Кондюкова, Л. В. Дайнеко, М. Ф. Власова; под ред. В. А. Ларионовой. Екатеринбург , 2020. – 164 с. – Текст: непосредственный.
7. Лакин, А. А. Эффективность государственной закупочной деятельности в РФ / А. А. Лакин. – Текст: непосредственный // Горизонты экономики. – 2022. – № 2 (68). – С. 19-24.
8. Попова, К. А. Роль и функции государственной системы закупок / К. А. Попова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 47 (233). – С. 271-273.
9. Фатьянова, М. С. Основные понятия и принципы организации закупочной деятельности для государственных нужд / М.С. Фатьянова, Л. И. Гончарова // Региональная власть, местное самоуправление и гражданское общество: механизмы взаимодействия: Сборник научных трудов, Саратов, 26 января 2017 года. Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина – филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2017. – С. 110-111.
10. Энциклопедия закупок. Что такое закупочная деятельность? [Электронный ресурс]. – URL: https://www.b2b-center.ru (дата доступа: 26.11.2022).
11. Что сейчас происходит в закупках. Чем новые правила разочаровали заказчиков, а что, наоборот, облегчило жизнь. Аналитика редакции // Госзакупки.ру. – 2022. – № 9. – С. 23-27.