Фрагмент для ознакомления
2
1. Решите задачу.
В антимонопольный орган обратился хозяйствующий субъект, осуществляющий перевозки пассажиров (далее – перевозчик) с просьбой провести проверку действий администрации при проведении открытых конкурсов на право заключения муниципального контракта на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам №553, 549 (далее – конкурсы).
Фактические обстоятельства. Муниципальным учреждением проводились открытые конкурсы №0319300229219000066, №031930022921900
Извещения о проведении конкурса, конкурсную документацию, которой предусмотрены требования к участникам конкурса, условиях муниципального контракта, администрация разместила на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru (маршрут №549 - https://www.sberbank-ast.ru//OK/purchaseview.aspx?id=7123044, маршрут №553 - https://www.sberbank-ast.ru//OK/purchaseview.aspx?id=7130838).
По итогам конкурсов победу одержал участник «Н», предложив для осуществления пассажирских перевозок по маршрутам № 553, 549 транспортные средства А и Б со следующими характеристиками: класс – большой, пассажировместимость - не менее 40 человек.
По итогам проведения конкурсов 09.12.2019 между муниципальным учреждением и победителем «Н» были заключены муниципальные контракты №1 и №2.
На следующий день после заключения муниципальных контрактов №1 и №2 (10.12.2019) между муниципальным учреждением и победителем «Н» подписаны соглашения к муниципальным контрактам №1 и №2 о замене транспортного средства А (класс - большой, пассажировместимость - не менее 40 человек) на транспортное средство В (класс - средний, пассажировместимость - не менее 40 человек); о замене транспортного средства Б (класс - большой, пассажировместимость - не менее 40 человек) на транспортное средство Г.
Заявитель (перевозчик) считает, что в действиях муниципального учреждения и победителя конкурсов были допущены нарушения статьей 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ №135), положений Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ №220) и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ №44), выразившиеся в следующем (доводы заявителя):
1) Необоснованно включено в документацию требование о наличии у участника конкурсов транспортного средства с конкретным характеристиками: классом и вместимостью транспортного средства, а именно: автобус - большой, пассажировместимость - не менее 40 человек. По мнению заявителя, в конкурсах могли участвовать автобусы других классов – средний, малый, что соответствует сложившемуся пассажиропотоку на конкурсных маршрутах.
2) Победитель на заявленных в конкурсах транспортных средствах большого класса деятельность фактически не осуществляет, неправомерно заменил транспортные средства с согласия муниципального учреждения на автобусы другого класса.
Итоговые вопросы:
1) Какие требования муниципальное учреждение могло установить в конкурсной документации к характеристикам транспортного средства? Дать мотивированный ответ со ссылками на нормы права.
Эти требования во многом определены положениями федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» . Проблемам характеристик товара, услуги посвящены несколько статей. Согласно ст. 32 ФЗ при оценке участников конкурса заказчик использует функциональные, экологические, также качественные особенности объекта закупки.
Правила описания упомянутого объекта заключены в ст. 33 ФЗ. При необходимости в описании можно указать все три вида характеристики, также можно отметить эксплуатационные особенности объекта.
Недопустимо прописывать в описании товарные знаки, названия государств, где был создан указываемый товар, требования к услугам, если они приводят к ограничению количества участников государственных или муниципальных закупок. Это общая норма. Законодатель допускает ряд исключений. Например, в описании все же можно сделать ссылку на товарный знак, но в таком случае нужно сопроводить текст оговоркой - «или эквивалент». В описание также можно включать следующие параметры в соответствии с п. 3 ст. 33 44-ФЗ:
фотографии;
эскизы;
спецификации;
планы.
То есть общие характеристики транспортных средств, в том числе параметры, касающиеся их вместимости, в описании условий конкурса действительно можно было дать.
2) Может ли победитель конкурса на право заключения муниципального контракта на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам заменить транспортное средство самостоятельно, без согласия муниципального учреждения?
Прямой запрет законом не установлен. Между тем системное толкование норм права, анализ судебной практики (о чем будет сказано далее) показывает, что нет. Соответствующий вопрос регулируется положениями федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Стоит отметить, что и нормы, разрешающей претворять в жизнь соответствующие изменения, нет. К тому же класс транспортных средств косвенно во многом определяется и положениями ст. 44-ФЗ. По сути, это существенное условие контракта. В ст. 95 44-ФЗ прописаны условия, при которых контракт может быть изменен - имеются в виду существенные условия. Общая норма - такие изменения недопустимы. Норм-исключений в федеральном законе достаточно много. Они предполагают, что на изменения условий заключенного контракта влияют внешние факторы - например, меняются тарифы на работы, услуги либо товары (это п. 5 ст. 95 44-ФЗ). Аналогичное правило (общая норма) прописана и в п. 2 ст. 34 указанного федерального закона, которая устанавливает общие положения касательно контракта.
3) Может ли победитель конкурса на право заключения муниципального контракта на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам заменить транспортное средство с согласия муниципального учреждения (посредством заключения дополнительного соглашения к контракту о замене транспортного средства или иного документа, подтверждающего согласие муниципального учреждения?)
Теоретически - да, хотя между 44-ФЗ и 225-ФЗ можно усмотреть некоторую коллизию. 225-ФЗ не дает такое правомочие. С другой стороны, соответствующая возможность прописана в упомянутой ст. 95 44-ФЗ, нормы которой регулируют отношения, связанные с изменением контрактов. В соответствии с п. 7 ст. 95 44-ФЗ в процессе претворения в жизнь условий контракта (исключение - ситуации, обусловленные нормативно-правовыми актами, которые были приняты в соответствии с положениями п. 6 ст. 14 данного нормативно-правового акта) заказчик и исполнитель услуги могут согласовать соответствующее условие - возможно оказание услуги, в данном случае - транспортной, чье качество, определенные законом параметры (в том числе потребительские свойства) можно назвать лучшими относительно тех характеристик, которые уже прописаны в контракте. Когда все условия, изменения между сторонами, подписавшими контракт, согласованы, заказчик прописывает их, изменения, в реестре заключенных последним контрактов.
Таким образом, упомянутые автобусы, как представляется, должны обладать гораздо более привлекательными потребительскими свойствами, чем те, что уже были обозначены в спорном контракте. Возможно, в контракте предусмотрят более совершенные системы отопления, приборы кондиционирования, какие-то развлекательные устройства (телевидение, радио, обеспечение доступа к сети Интернет). Из условий задачи этого не следует. Судя по всему, предприниматель заменил транспортные средства, которые по тем же потребительским свойствам аналогичные автобусам, упомянутым в документации (тот же объем посадочных мест), а может быть, и еще хуже.
4) Правомерны ли действия муниципального учреждения, выразившиеся в даче согласия на изменение условий муниципальных контрактов, а именно согласия на замену транспортного средства А (класс - большой, пассажировместимость - не менее 40 человек) на транспортное средство В (класс - средний, пассажировместимость - не менее 40 человек); о замене транспортного средства Б (класс - большой, пассажировместимость - не менее 40 человек) на транспортное средство Г.
Здесь целесообразно вспомнить положения той же ст. 95 44-ФЗ. Изменять контракт можно в том случае, если видоизмененная услуга будет более качественной по сравнению с той, что прописана в договоре. Здесь, судя по условиям задачи, одно из существенных условий контракта -
Показать больше