Фрагмент для ознакомления
2
Тема этики всегда будет актуальна как для театрального мира, так и для людей в других сферах деятельности. Сегодня люди все чаще забывают о морали и этичном поведении.
В наши дни, особенно среди молодого поколения, прогрессируют дурные манеры, грубость и эгоизм. Каждый человек должен воспитывать себя прежде всего духовно, чтобы другим было приятно быть с ним, общаться, работать и жить. Если каждый человек не будет прикладывать много усилий к своему воспитанию, то другим не нужно будет прилагать усердие для того, чтобы мириться с плохим поведением и отношением к себе.
Однако, что касается людей театрального искусства, то этические требования к театру еще не были должным образом поняты и не в полной мере учтены в практике театральной работы. Именно поэтому необходимо вернуться к этим, казалось бы, бесспорным положениям, чтобы определить место и значение этических норм в учении Станиславского о театре. Именно несоблюдение этических норм в театре мешает полноценной работе и развитию современного театрального искусства.
О возникновении этики именно, как системы моральных норм нельзя говорить в том же смысле, что и о возникновении наук или философии в целом. Этика не создается на основе теоретического интереса к определенной области реальности, как большинство наук, - она обусловлена самим фактом социальной жизни.
Мораль не возникает в человеческом обществе в определенный момент времени, но присуща ему, в той или иной форме, на всех этапах его развития. Везде и во все времена воля человека, живущего в обществе себе подобных, была связана моральными нормами самого разнообразного содержания, имеющими форму обычаев, религиозных или государственных институтов.
В этом смысле мораль предшествует познанию и часто даже является мощным стимулом для его развития: философская мысль в первую очередь рождается в области морали. Морально сознательное поначалу, как необъяснимо должное, требует своего оправдания с течением времени, поскольку необходимо для достижения целей, открытых разуму. В то же время моральная телеология неизбежно приводит к философской онтологии: "должное" проясняется с помощью философского познания "бытия".
Несмотря на этот приоритет морали в развитии общественного и индивидуального человеческого сознания, первые исторически известные попытки научной этики возникают относительно поздно, уже на основе четко определенной философской космологии.
Если мораль, как житейская мудрость общественных законодателей, должна быть признана существовавшей в глубочайшей древности, то мораль, как философская теория, может быть сформулирована только после Сократа.
Этика - наука, относящаяся к философским наукам. К. С. Станиславский ввел этот термин в систему понятий театрального искусства. В "Заметках о художественной этике и дисциплине" он писал: "Конечно, художник, как член общества, должен подчиняться всем этическим законам, принятым в этом обществе. Но помимо общих принципов морали, существует еще и художественная этика". И далее: это "высокопрофессиональная этика актеров сцены".
Многие из тех, кто писал о системе Станиславского, его взглядах на театральное искусство, не забыли напомнить своим читателям о мыслях Станиславского о дисциплине в театре и моральном облике актера. Некоторые высказывания великого педагога сцены стали настолько популярными, что актеры и режиссеры знают их наизусть.
Все, что великий режиссер включает в понятие этики, является, так сказать, самой необходимой гигиеной творческого процесса актера. "Этика" - это преподавание творческой дисциплины, это художественные нормы, в которых формируется актер и без которых невозможно коллективное творчество.
Цель исследования – изучить этику К. С. Станиславского.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть этапы становления этики.
2. Придумать и написать упражнение на «сценическое внимание».
3. Написать упражнение на «координация движения и быстрота реакции».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Станиславский, К. С. Работа актера над собой в 2 ч. Часть 1 / К. С. Станиславский. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 171 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07313-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт
2. Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава. — 7-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2019 ЭБС Лань
3. Куксов, А.Н. Драматургия и режиссура массовых театрализованных представлений: учебно-методическое пособие / А.Н. Куксов; Министерство культуры Нижегородской области, ГБПОУ «Нижегородский областной колледж культуры». – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018 ЭБС Университетская библиотека онлайн