Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Межкультурная коммуникация – это общность разных форм отношений, коммуникаций между субъектами и группами, что принадлежат к разным культурам. Как следствие, смыслы культуры, символические системы воспринимаются различно, что инициирует трансформации коммуникативных событий, масштабирование картины мира участников межкультурного взаимодействия.
Появляются новые формы телекоммуникаций, транспортные и электронные средства, культурные потоки. Революция в сфере технологий позволила коммуницировать миллионам людей, порой отдаленным по своим культурам, посредством массовых средств коммуникации. Сегодня глобализационные процессы и межкультурная коммуникация являются неотделимыми друг от друга.
Целью данной работы является рассмотрение моделей межкультурных коммуникаций.
Задачи:
- описать сущность и специфику межкультурной коммуникации;
- рассмотреть модель межкультурных коммуникаций Ю. Хабермаса; межкультурную коммуникацию в теории П. Бурдье;
- изучить модель межкультурных коммуникаций Г. М. Маклюэна.
1 Сущность и специфика межкультурной коммуникации
Рассмотрим факторы, от которых зависит специфика межкультурной коммуникации в условиях глобализации.
Прежде всего, это трансформация пространственной и временной концепций, рост взаимодействий культур, расширение идентичности. Данные факторы изучались теоретиками глобализации - Р. Робертсоном, Д. Харвеем, З. Бауманом, Д. Хелдом, Р. Коэном, П. Кеннеди, П. Бергером, Т. Лукманом, С. Хантингтоном и др. Так, согласно теории Бергера и Лукмана о конструировании реальности, социум формируется индивидами при взаимодействии и он – итог опредмеченной деятельности человека. То есть, общество – это определенный запас общественного знания, его результирующая, которая создается как итог накопления информации об окружающем мире, когда информация передается от поколения к поколению. Это взаимодействие возможно при помощи языка и коммуникации. Так происходит аккумулирование информации, которая усваивается и транслируется. Взаимодействие обеспечивается и социальными институтами, которые являются гарантами общественного порядка и стабильности, что важны для непрерывности процесса . Уникальный способ коммуникации личности с окружающей реальностью – ее конструирование – отличает социум, как полагают Бергер и Лукман, от природной и животной среды.
Социальная реальность - это итог каждодневного процесса коммуникации людей и делится на такие элементы: объективный и субъективный компонент . Объективная сторона данного процесса состоит в существования единого запаса знания, который передается из поколения в поколение. Также здесь предполагается и существование социальных институтов, что данное знание развивают, поддерживают, сохраняют.
В эволюции социум трансформировался в реальность, со своими ценностями и традициями. Он существует объективно и во временном отношении намного дольше отдельно взятой человеческой жизни. Поэтому общество – это уже сформированная реальность, а личности приходится принимать во внимание ценности самого общества.
Относительно же особенностей межкультурной коммуникации в условиях глобализации, то мы говорим про рост культурных контактов. Общность культурных представлений позволяет создавать уникальный образ жизни. И если ранее культура и знания развивались в бытовых ситуациях, их диффузия реализовывалась медленно, то сейчас увеличение культурных контактов связано с появлением новых субъектов транснациональных связей и межкультурной коммуникации.
Следует сказать и о факте международной миграции, что влияет на разнообразие культур.
Культура – это основное понятие межкультурной коммуникации.
Культура – это особая форма, стадия или тип интеллектуального развития или цивилизации в обществе; общество или группа, характеризующаяся по своим отличительным обычаям, достижениям, продуктам, мировоззрению и т. д.
Почти само собой разумеется, что без языка едва ли может быть какое-либо обучение или передача знаний или интеллектуальное развитие. Общество или группа не могут функционировать без языка. Культура не только диктует, кто что говорит, кому, как и почему, но и помогает определить, как происходит коммуникация и как сообщения передают предполагаемые значения.
Кросс-культурная коммуникация стремится объединить относительно не связанные области культурной антропологии с устоявшимися областями коммуникации. По своей сути межкультурная коммуникация включает в себя понимание способов, с помощью которых культурно различные индивиды общаются друг с другом. Его задача также состоит в том, чтобы выработать некоторые руководящие принципы, с помощью которых люди из разных культур могут лучше общаться друг с другом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Архангельская, И. Б. Герберт Маршалл Маклюэн: от исследования литературы к теории медиа. М., 2018.
2) Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. URL: http://skepdic.ru/wp-content/uploads/2012/11/0458680_BCA67_piter_berger_lukman_t_socialnoe_konstruirovanie_realnosti_tr.pdf (дата обращения 05.12.2022)
3) Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011.
4) Бурдье П., Социология политики : Пер. с фр.. — М. : Socio-Logos, 1993.
5) Бурдьë П. Социальное пространство и генезис классов// Социология социального пространства, - СПб-б.: Издательство «Алетейа», 2005.
6) Гидденс Э. Устроение общества: Очерки теории структурации. М.: Академический проект, 2003.
7) Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М., 2003.
8) Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие (пер. с нем. под ред. Д.В. Скляднева). 2000. - СПб: Наука. 380 с