Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях глобализации особую важность для успешного функционирования любого предприятия приобретает разработка новых перспективных стратегий обеспечения конкурентоспособности. В последние годы в связи с введением санкций и уходом с российского рынка части зарубежных компаний особенно возрастает значимость оценки конкурентоспособности на отечественном рынке.
В контексте мировых кризисных явлений проблема формирования устойчивой конкурентоспособности приобрела особую актуальность в силу повышения изменчивости внешней среды и недостаточной научно-методической разработанности многих аспектов формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятий.
Актуальность темы работы заключается в том, что в условиях конкуренции необходимо постоянно корректировать поведение хозяйствующего субъекта. Быстрая реакция на изменения внешних условий функционирования организации способствует своевременному изменению факторов успешного развития внутренней среды.
Целью работы является изучение поведения хозяйствующих субъектов в условиях конкуренции.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности;
– изучить факторы, влияющих на поведение хозяйствующего субъекта в условиях конкуренции;
– провести оценку деятельности ООО «Башнефть-Петротест» в условиях конкуренции.
1. Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности
Экономическая результативность отраслей и отдельных хозяйствующих субъектов неразрывно связана с конкуренцией. Определение сущности конкуренции, ее функций и видов необходимо для выбора оптимального рыночного поведения и достижения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
В общетеоретическом смысле конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - это соперничество или состязание между участниками рыночного хозяйства за достижение какой-либо одной цели на каком-либо поприще [3].
Изучение сущности конкуренции позволило определить конкуренцию как некий фактор сбалансированности спроса и предложения на рынке, то есть конкуренция позволяет выделить те товары и услуги, которые необходимы рынку и минимизирует риски производства нерентабельных и неконкурентоспособных товаров. Конкуренция ускоряет научно-технический прогресс, а также обеспечивает экономическое развитие государства.
Конкуренция может быть представлена в двух видах: совершенная и несовершенная. Совершенную конкуренцию называют еще чистой конкуренцией, при которой на рынке большое число продавцов производят одинаковые товары. По словам Чемберлина: «Чистая конкуренция означает «конкуренцию без элементов монополии»».
Несовершенная конкуренция на рынке бывает в форме монополистической конкуренции, чистой монополии и олигополии. Монополистическая конкуренция существует в отрасли, в которой многие конкуренты могут полностью или частично дифференцировать свое рыночное предложение. Конкуренты рассредотачиваются по выбранным сегментам рынка, где они удовлетворяют потребности клиентов с наибольшей выгодой для себя. Чистая монополия соответствует рынку с одним предприятием-монополистом, которое полностью обеспечивает регион производимыми товарами. Олигополия – это рынок, состоящий из нескольких предприятий, производящих один и тот же товар. Такому рынку свойственно постоянное соперничество и на таком рынке больше наблюдается влияние научно-технического прогресса.
Исследование взглядов экономистов на понятие «конкуренции» позволяет сделать вывод о различных трактовках в зависимости от применяемого подхода, которые можно разделить на структурный, функциональный и поведенческий [4].
Структурный подход основывается на факторах рынка совершенной конкуренции, в котором функционирующие предприятия не могут оказать существенное влияние на уровень цен. На таком рынке есть необходимость государственного вмешательства.
Структурный подход к конкуренции рассматривался такими авторами как А. Курно, Ф. Найт, Л. Качалина. Объединяя понятия предствленных авторов, можно сказать, что «конкуренция» - это состязательность независимых предприятий при отсутствии монополии и их взаимодействие в условиях неопределенности.
Функциональный подход говорит сам за себя. В таком подходе конкуренция рассматривается через призму ее функций, так как регулирование цен через спрос и предложение, ускорение научно-технического прогресса, сокращение использования материальных издержек предприятия, рост экономической активности и эффективности.
Функциональный подход раскрыт таким авторами, как А. Смит, Й. Шумпетер, Ф. Хайек, А. Шаститко, П. Завьялов.
Наиболее полно раскрывается в трактовке понятия «конкуренции» П. Завьялова: «Состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке».
Таким образом, конкуренция в функциональном подходе прежде всего реализовываясь через свои функции, обеспечивает эффективность производства, повышает технический уровень и качество.
Поведенческий подход основывается на результатах самого соперничества, когда в процессе соперничества конкурирующие предприятия делают все возможное для достижения своей цели – получения прибыли.
Поведенческий подход при определении конкуренции рассмотрен следующими авторами: Г. Азоев [1], Д. Борисов, А. Кулешова, В. Д. Шкардун, А. Юданов.
В поведенческом подходе более ярко выражается соперничество хозяйствующих субъектов в получении наибольшей выгоды и возможности развития и существования на рынке. При этом цели которые хочет достигнуть хозяйствующий субъект могут быть разными.
В Законе РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 16.02.2022) «О защите конкуренции» раскрыто понятие конкуренция как соперничество хозяйствующих субъектов, оказывающее воздействие на условия обращения товаров.
Понятие «конкуренция» тесно связано с понятием «конкурентоспособность». Понятие конкурентоспособности можно рассматривать применительно к рынку, организации, товару или услуги.
Конкурентоспособность выражается в конкурентных преимуществах товара или организации перед конкурентами.
По мнению А. Коваленко, экономическую конкурентоспособность следует рассматривать как «способность фирмы совершать конкурентные действия на определенном продуктовом рынке сравнительно лучше конкурентов» [2].
Для более эффективного функционирования предприятия на рынке необходимо вырабатывать конкурентную стратегию исходя из своих конкурентных преимуществ.
2. Факторы, влияющих на поведение хозяйствующего субъекта в условиях конкуренции
Всю совокупность факторов, влияющих на поведение хозяйствующего субъекта в условиях конкуренции, предполагает разделение их на внешний и внутренние.
Внутренние факторы полностью зависят от действия и стратегии предприятия и включают в себя:
– эффективность менеджмента;
– кадровый потенциал;
– оптимизацию расходов;
– экосистему;
– рыночную активность.
Внешние факторы:
– социально-экономическое положение страны;
– конкурентоспособность рынка;
– государственное регулирование: налоговое, бюджетное, валютное. и др.;
– инновации и научно-технический прогресс.
Конкурентоспособность организации можно также рассматривать с точки зрения выполнения следующих критериев:
– насколько организация удовлетворяет потребности потребителей. Данный показатель степени удовлетворения смотреть в динамике;
– показатели эффективности производства. Также изучать в динамике;
– показатели качества производимой продукции и качества доведения ее до потребителя. Степень конкурентоспособности организации в настоящих реалиях во многом зависят от качества предлагаемого продукта, а также от скорости и качества доведения ее до покупателя. Сказывается большая насыщенность рынка конкурентами, предлагающими однотипную продукцию;
– доля, занимаемая организацией на рынке. Оценивается доля как продукции, так и доля организации на рынке этой продукции. Организацию и продукт можно рассматривать относительно федерального рынка, регионального или местного рынка.
Фактор конкурентоспособности - непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.
Пять сил конкуренции определяют, в конечном счете, условия, в которых функционирует каждый конкурентный рынок и его составляющие. Состояние каждой силы и их взаимное воздействие определяют возможности конкретного хозяйствующего субъекта в конкурентной борьбе. Одновременно величина каждой из пяти конкурентных сил зависит от структуры и состояния элементов рынка.
Деятельность любого хозяйствующего субъекта в условиях конкуренции подвергается двойному контролю. С одной стороны, это внутренний непосредственный контроль в рамках фирмы, а с другой – это внешний опосредствованный контроль на рынке со стороны фирм-конкурентов через конечные результаты рыночной деятельности. Объективность оценки возможностей любого хозяйствующего субъекта определяется покупателем, который, руководствуясь собственными интересами, отдает предпочтение товарам и услугам того или иного конкурента.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. – М. : Новости, 2000. – 87 с.
2. Ахмиева Г.Р. Конкурентные преимущества организации: Понятие, виды, формирование //Экономические науки. – 2020. – № 1 (34). – С. 30-33
3. Бурук А.Ф. Определение сущности понятия конкуренции и проблемы ее измерения // Мир экономики и управления. – 2016. –Т. 16, № 3. – С. 84–99.
4. Гуляев Г.Ю. Конкуренция: сущность и структура взаимосвязанных категорий // «Научное обозрение» – 2014. – № 12 – С. 234-240
5. Егоров А.С. Конкуренция и конкурентоспособность предприятий / А.С. Егоров // Российский экономический барометр. – 2021. – № 3 (83). – С. 3-16.
6. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по техн. и экон. специальностям / Р. А. Фатхутдинов. – М. : Инфра-М, 2019. – 311 с.
7. Рыночная экономика: Словарь. / Под общ. Ред. Г.Я. Кипермана - М.: Республика, 1993. - 524 с.
8. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2020. – 440 с.
9. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика, 4-е изд. – М.: Гном-Пресс, 2018. – 316 с.
10. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. – М.: Финансы и статистика, 2000. - 528 с.
11. «Роснефть» разработала технологию определения качества промышленных реагентов. Департамент информации и рекламы ПАО «НК «Роснефть».// Режим доступа https://www.rosneft.ru/press/news/item/209663/ (дата обращения: 29.06.2022)