Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Современная жизнь ставит во главу угла человеческое развитие в быстро меняющемся обществе. В этой связи особое значение приобретает проблема взаимодействия человека и общества. В этом взаимодействии имеет значение не только то, как общество влияет на человека, какие условия оно создает для его развития, что с ним происходит в результате этого, но и то, как сам развивающийся человек влияет на социальную жизнь, трансформирует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для развития. его собственное духовное развитие. Однако в современных условиях, характеризующихся экономической, политической и моральной нестабильностью, человек часто оказывается не готов к такому взаимовыгодному взаимодействию с обществом, коллективом, непосредственным окружением, конкретными людьми, что существенно тормозит процесс его развития и ставит проблему взаимодействия с обществом. человека, как специалиста по социально-культурной деятельности.
Цель работы – рассмотреть социокультурную ситуацию в России и в Забайкальском крае
Исходя из выявленного определения и поставленной цели, можно выявить задачи данной курсовой работы:
-проанализировать социокультурную ситуацию в России;
-проанализировать социокультурную ситуацию в Забайкальском крае.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1.Социокультурная ситуация в России
Рассмотрим специфические особенности, характеризующие современную российскую социокультурную ситуацию, опираясь на ее архетипические основы. Кажется, что архетип, как исходная позиция, как ядро культуры, может служить культурным универсумом в сочетании с представлением предельных основ культуры, используемым для обозначения фундаментальных и наиболее устойчивых ее первоэлементов., уникальная основа локальной культуры особая; алгоритм миропорядка, действующий как системообразующий фактор», создающий единое социокультурное пространство, в котором протекает жизнь общества.
Если говорить об особенностях русского архетипа, то его можно назвать первой потребностью. Именно вокруг него собирается русская культура, выстраиваются ментальные схемы, организуется национальное самосознание, появляется чувство личного и социального бытия и устанавливается их нормальное соотношение с индивидом. Как справедливо указывал А. И. Чернокозов, русской культуре необходимо центральное событие, которое упорядочило бы индивидуальное событие и событие космоса [4].
Поиск события-так можно охарактеризовать культурное состояние России. Именно этот поиск и осмысление в национальном сознании позволят выстроить вокруг него систему ценностей, баланс в культурном, социальном и глобальном планах. Во многих отношениях мы ищем событие в понимании Хайдеггера, когда стремимся ощутить в нем самый мощный ориентир-аттрактор:"... как может к нам прийти проводник, если событие, которое, призывая, требуя от человека, освещает его существо, позволяет ему реализовать себя и в этом существовании направляет смертных на путь мыслящей и поэтической жизни на земле?». Событие принадлежности, событие, разворачивающееся во всей своей мощной и величественной красоте, событие, соответствующее самовосприятию общества, - это преобладающий сейчас ориентир, главный в культурном поиске российского общества, в котором необходимо решить вопрос о принадлежности. консолидация общества, преодоление ценностной аномии.
Не менее важной позицией в характеристике современной социокультурной ситуации в России является изменение ценностей, которое мы переживали на протяжении всего двадцатого века.С одной стороны, Двадцатый век ознаменовался приоритетом рационалистических ценностей, но, опираясь на конкретное событие, они смогли дать практический результат в области культуры и в других областях. Духовная жизнь в последние десятилетия не имела единого начала, и поиск ее идеалов сводился к личному опыту с максимальными возможностями экспериментировать с различными учениями, течениями и тенденциями, причем с точки зрения акцентированного глобализма, стирая культурные границы. Это привело к нестабильности таких процессов в современной российской культуре [14].
В результате происходит столкновение архетипов, что является характерной чертой современной российской социокультурной ситуации и ее наиболее болезненным аспектом. В нашей стране четко обозначено и выражено столкновение архетипов разных уровней. И от этого зависит будущее страны в целом. На наш взгляд, это не преувеличение, а констатация факта. То, что произносится изо дня в день, вводится, выплескивается средствами массовой информации, не только становится рекламой чужого образа жизни, но и влияет на наше подсознание, наши архетипические и символические поля. И за последние два десятилетия глубинные психические основы, закономерности и приоритеты, которые воспитывают человека на национальной социокультурной основе, были подорваны, так сказать, на клеточном уровне. Общество разделено на определенные ниши - различные группы и слои, которые могут существовать замкнуто, параллельно и (или) обособленно друг от друга, каждая со своими ценностями.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Абрамов В. А. Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения: монография. - М.: Восточная книга, 2020. -240 с.
2. Абрамов В. А., Абрамова Н. А. Ценностный потенциал китайского «могущественного культурного государства» в проекциях глобального развития. - М.: Восточная книга, 2019. - 256 с.
3. Аванесова Г. А. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика - М.: РАГС, 2020. - 424 с.
4.Антонова, Е. В. Влияние социокультурной среды на развитие личности ребенка // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 231-233.
5.Бороноев А. О. Территориальная ментальность и проблемы социокультурного развития региона. - СПб. : Астерион, 2020. – 117 с.
6. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2021. – 179 с.
7.Копцева Н.П., Бахова Н.А., Замараева Ю.С., Кирко В.И. Проблема социокультурных исследований в современной гуманитарной науке // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. – С. 11-18
8. Кучинская Т. Н. Архитектоника социокультурного пространства Китая в условиях транснационального межкультурного взаимодействия РФ и КНР : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Чита, 2019. - 42 с.
9.Лапин Н. И. Измерение модернизации российских регионов и социокультурные факторы ее стратегии // Социс. - 2021. -№ 9. - С. 4-24.
10.Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2021. - 168 с.
11. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни. - М.: РИА Рейтинг, 2021. - 52 с.
12.Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 3 / под ред. Л. М. Гохберга. - М. : НИУ ВШЭ, 2020. - 248 с.
13. Семашко А.Н. Развитие эстетической культуры молодежи. - М.: Знание. 2020. – 279 с.
14.Социокультурные и филологические проблемы современного образования в области межкультурной коммуникации: материалы Открытой научно-практической конференции, 19 февр 2020 г. – Луганск: Изд-во ГОУК ЛНР «ЛГАКИ имени М. Матусовского», 2020. – 163 с.
15.Янков А. Г. Факторы стабильности и напряженности межэтнических отношений в Забайкальском крае // Сибирь - территория гражданского мира и согласия : материалы научн.-практ. конф., 20 окт. 2021 г., г. Чита. - Чита : ЗабГГПУ, 2021. - С. 92-96.