Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Территориальное планирование на сегодняшний день понимается как создание планов размещения объектов, транспортных магистралей и инженерных систем на основе учета каких-либо ограничений (экологических или охраны памятников) и примитивных расчетов.
Однако, на наш взгляд, куда правильнее его рассматривать не как планирование физического обустройства территории, а как планирование территориальной целостности, и - применительно к городу - как планирование развития местного сообщества, его окружения и его деятельности.
Методологически это требует продумывания и просчитывания любых планов, программ и проектов не только во времени, но и в пространстве. Так, если в традиционном планировании определялись экономические показатели деятельности предприятий независимо от того, где они расположены, то в территориальном планировании эта же задача должна решаться на основе местоположения экономических субъектов в структуре города.
Сложность поставленной проблемы и определяет актуальность темы контрольной работы.
Цель исследования заключается в изучении территориального планирования, его целей и задач.
С учетом цели работы были поставлены и решены следующие задачи:
- уточнить понятие «территориальное планирование»;
- рассмотреть цели территориального планирования;
- проанализировать задачи территориального планирования.
1. Понятие территориального планирования
Исследователи территориального планирования отмечают, что теория планирования очень сложная тема, поскольку к ее анализу существует достаточно много разнообразных подходов.
Даже определение планирования открыто для обсуждения. Однозначного определения этому сложному феномену на мсегодняшний день дать не удалось.
Например, Питер Холл определяет территориальное планирование как «...упорядоченную последовательность действий, которая приведет к достижению заявленной целиили задач» .
Андреас Фалуди говорит, что это искусство рационального принятия социальных решений, и называет это «синоптическим» планированием .
Фридман считает, что: «Планирование пытается связать научные и технические знания с действиями в общественном достоянии» .
Определений, вероятно, столько же, сколько теоретиков планирования.
Однако определение планирования во многом зависит от точки зрения человека. Планирование как универсальная область исследования может рассматриваться как выполняющая множество функций. Каждый специалист по планированию должен опираться на различные системы ценностей при определении надлежащих мер реагирования на «действия в общественном достоянии».
Традиционно теория планирования основывалась на традиционном/рационалистическом подходе. Однако существуют два подхода противоречат этой традиционной точке зрения — подход «адвокации» к планированию и подход «разрешения конфликтов».
Оба бросают вызов традиционалистской зависимости от «плана» и подчеркивают, что динамика людей и их системы ценностей имеют решающее значение для процесса планирования.
Традиционные специалисты по планированию служат советниками для тех, кто находится у власти или на руководящих должностях.
В соответствии с логикой этого подхода рассматриваются и оцениваются альтернативы, и выбирается предпочтительная альтернатива. Кауфман признал, что эта логика, как правило, теряется для лиц, принимающих решения, которые видят множество других факторов, влияющих на решения «....подход основан на убеждении, что лица, принимающие решения, будут благосклонно настроены к процессу, который следует логическим процессам анализа, разработки альтернатив и оценки последствий, и тем самым окажут на них влияние. К сожалению, большинство лиц, принимающих решения, редко ведут себя так ответственно ».
Как отмечает Пол Давидофф: «Соответствующие действия по планированию не могут быть предписаны с позиции ценностной нейтральности, поскольку предписания основаны на желаемых целях» .
Парис был теоретиком, который считал важным проводить различие между «планом» рациональной школы и учетом контекста плана и социального воздействия.
В том же духе Томас ссылается на «бесконтентность» по сравнению с содержанием.
Другие характеристики включают естественную науку против социальной науки или традицию рационалистов против реформаторов. Брэкен описал это как классический эмпиризм против социальных явлений, где социальные явления имеют не просто факт, но и «значение», с поиском не закономерностей, а значимых действий.
Фалуди признает нетрадиционный подход как «нормативное» планирование, или истину, основанную не просто на фактах, но и на этических принципах и ценностях. Он предполагает что: «...нормативная теория касается того, как планировщики должны действовать рационально .
Поведенческие подходы больше фокусируются на ограничениях, с которыми они сталкиваются, пытаясь выполнить свою программу рациональных действий» .
Решения о планировании основаны как на фактах, так и на ценностях и должны быть «обоснованы фактами, этически настроены и политически проницательны» .
Эта потребность в более широкой базе - это то, что стимулировало развитие двух других подходы к планированию, перечисленные в вашем вопросе — подход равенства/адвокации и подход переговоров/посредничества/разрешения конфликтов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ануфриев, А. А. Городское планирование как система организации устойчивого развития городов / А. А. Ануфриев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 260-264. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31116/ (дата обращения: 22.12.2022).
2. Дедков А.Г. Подходы и основные задачи территориального планирования на современном этапе развития градостроительства // Architecture and Modern Information Technologies. – 2021. – №3(56). – С. 263–272. – URL: https://marhi.ru/AMIT/2021/3kvart21/PDF/17_dedkov.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2021-3-263-272
3. Холл П. Городское и региональное планирование / П. Холл; Перевод с англ. В. А. Новикова; Под ред. Г. В. Ильинского. - М. : Стройиздат, 1993. - 246,[1] с.
4. Barry, Brian and Douglas W. Rae. 1975 “Political Evaluation.” Handbook of Political Science, Vol. 1 Fred I Greenstein and Nelson W. Polsby (eds.). Reading, Massachusetts: Addison-Wesley, pp. 337-401.
5. Friedmann, John. 1992 Empowerment: The Politics of Alternative Development. Cambridge, Massachusetts: Blackwell. (not yet read)