Фрагмент для ознакомления
2
Рыночная экономика, и, прежде всего, негосударственный сектор хозяйства всего государства, предъявляет определенный спрос на разного рода виды страхования, потому что институт частной собственности, в отличие от государственной, должен иметь всеобъемлющую страховую защиту. У частной собственности нет за собственной спиной гарантий финансового характера с государственной стороны и хочет сделать более безопасным свое существование от последствий разного рода рисков.
Страхование принадлежит к самым старым и устойчивым формам обеспечения хозяйственной жизни, которые уходят собственными корнями далеко в историю.
По собственной сути страхование является созданием фондов денежных средств целевого характера, которые предназначены для защиты интересов населения имущественного характера в жизни частной и хозяйственной от бедствий стихийного характера и иного рода непредвиденных, случайных по собственной природе событий, которые являются чрезвычайными и сопровождаются ущербами.
Цель работы – представить основы страхования ответственности в транспортной сфере.
Задачи работы:
- раскрыть страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Система «Зеленая карта»;
- определить особенности страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в РФ;
- представить страхование гражданской ответственности автоперевозчика и экспедитора;
- решить практические задачи.
Тема 22. Страхование ответственности в транспортной сфере
1. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Система «Зеленая карта»
Жизнедеятельность человека всегда была связана с разными рисками, создающими угрозу как здоровью и жизни людей, так и их имуществу. Определенную опасность, в частности, несет за собой использование автотранспортных средств, которое сопровождается риском дорожно-транспортного происшествия, утраты товарного вида транспортного средства в результате причин, не связанных с его движением, угоны, вред, причиняемый жизни и здоровью водителей и пассажиров и др.
Риски, связанные с владением и осуществлением эксплуатации транспортных средств, часто называют автотранспортными рисками. Это риски не только участников дорожного движения (водителей, пешеходов, пассажиров), но и участников перевозочного процесса (грузоотправителей, грузополучателей, автотранспортных организаций), связанные с автотранспортным средством, его движением, выполнением перевозочной деятельности .
В условиях объективного существования рисков, сопровождающих использование автотранспортных средств, возникает потребность в поиске способов и методов влияния на них – это позволяет не только прогнозировать возможность наступления риска, но и принимать меры, направленные на препятствование наступлению или снижению последствий неблагоприятных событий. Несомненно, превенция риска является обязанностью каждого, кто эксплуатирует автотранспорт, так как наступление риска может повлечь за собой ущерб не только владельцу и водителю автотранспортного средства, но и пассажирам и иным третьим лицам.
Основным способом минимизации негативных последствий реализации таких рисков является страхование, в структуре которого особое место занимает такое самостоятельное отраслевое направление страховой защиты, как автострахование. Оно обеспечивает не только покрытие возможных убытков как участников дорожного движения и транспортного процесса, так и третьих лиц, случайно оказавшихся пострадавшими (например, став жертвами дорожно-транспортного происшествия), но и их превенцию. Для того, чтобы определить место автострахования в системе страховых отношений, обратимся к его содержанию.
Исследование научных публикаций позволило сделать вывод о том, что
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 25.04.2002 №40-ФЗ (в ред. от 28.06.2022) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 №223-ФЗ (в ред. от 01.05.2019) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
3. Бойкова А.Р., Рейдель Л.Б. «Зеленая карта» как часть системы обязательного страхования автогражданской ответственности // Тенденции развития науки и образования. – 2021. - №72-6. – С.13-18.
4. Дашян К.А. Состояние страхового рынка в РФ // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. - Нефтекамск: Мир науки, 2018. - С.185-188.
5. Котулев М.А. Что такое ОСАГО? Плюсы и минусы договора ОСАГО // Наука и образование в современном обществе: актуальные вопросы и инновационные исследования: сборник статей. – Пенза: Наука и просвещение, 2021. – С.117-119.
6. Кузнецов А. Стандарты страхования на службе транспортных компаний // Современные страховые технологии. – 2020. - №3. – С.60-61.
7. Матрук С.И. К вопросу о содержании и значении автострахования // Global and Regional Research. - 2020. - Т.2. - №3. - С.19-24.
8. Прохорова Е.А., Спиридонова У.И. Автострахование: сущность и необходимость // Актуальные теоретические и прикладные вопросы управления социально-экономическими системами: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 2019. - С.224–227.
9. Сплетухов Ю.А. Корректировка законодательства и повышение эффективности ОСАГО // Финансы. – 2021. - №1. – С.35-41.
10. Токарева К.Г. Теоретические и практические аспекты ответственности страховщика по договору страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств // Современные тенденции развития гражданского и гражданского процессуального законодательства и практики его применения. – 2020. – №6. – С.111-118.
11. Федорук В.В., Черкашин М.Д., Иванова А.Н. Автотранспортное страхование: особенности и функции // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. - 2018. №3(15). - С.13–15.