Фрагмент для ознакомления
2
Пневматологическая аргументация
патриарха Григория Кипрского
Источники по биографии патриарха указывают, что он появился на свет на острове Кипре, где в последствии стал патриархом [1, 2]. В течение семи лет, а именно с 1267 по 1274 гг, его учителем был Георгий Акрополит. Будущий патриарх получил гуманитарное образование, затем изучал богословие. После этого стал преподавать богословие [2]. В 1283 г началось служение Григория патриархом под именем Кипрский. Можно сказать, что это официальная дата начала противостояния Григория Кипрского клирикам, выступающим за унию с латинянами.
Пневматологическая аргументация Григория Кипрского относится к выступлению на Влахернском соборе в 1285 г против тезисов Ионна Векка. Иоанн Векк настаивал на публичном разборе своего учения о Filioque. На соборе Григорий Кипрский изложил православное учение об исхождении Святого Духа, а также анафемы на Векка и его учение.
Г.И. Беневич в введении к «Антологии восточно-христианской богословской мысли» [1] пишет, что обсуждения Filioque начались, во-первых, в XI в. вследствие замечания патриарха Фотия о Символе веры, которое принято у латинян и, во-вторых, благодаря разработке учения Николая Мефонского об исхождении Святого Духа, но уже в XII в. Следующий этап наступил в XIII в. Он связан с ответом православных патриархов Никифора Влеммида и Григория Кипрского на замечания противоборствующих партий по вопросу отношений Сына и Святого Духа. На соборе в 1285 г. последний представил свое триадологическое учение. Это учение стало фундаментом дискуссий о Filioque в поздневизантийском периоде истории христианства [1].
Характеризуя полемику вокруг Filioque Г.И. Беневич описал ситуацию в истории Церкви конца XIII в. следующим образом. Часть византийцев «заняли пролатинскую позицию, другие выказали себя консерваторами, не готовыми к творческому раскрытию святоотеческого учения, а третьи, как Григорий Кипрский смогли раскрыть это учение по-новому, отвечая на вопрос, поставленный латинянами об отношении между Сыном и Святым Духом» [1].
Полемика между тремя позициями по вопросам учения о Святом Духе названа пневматологической. Это связано с тем, что дух в греческом языке именуется pneuma отсюда название учения о Святом Духе – пневматология.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Антология восточно-христианской богословской мысли: в 2-х тт. М.-СПб.: Из-во РХГА, 2009 // https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/antologija- vostochnohristianskoj-bogoslovskoj-mysli-tom-1 (дата обращения 5.01.23)
2. Мицук В.В. Изучение пневматологии Григория Кипрского в работах русских патрологов и богословов Синодального периода // https://bogoslov.ru/article/6170113 (дата обращение 6.01.23)
3. Мицук В.В. Основные идеи богословской полемики патриарха Григория Кипрского против сторонников унии и оппонентов учения о «воссиянии» Святого Духа через Сына // https://bogoslov.ru/article/6023804 (дата обращение 6.01.23)
4. Троицкий И.Е. К истории споров по вопросу об исхождении Святого Духа // Христианское чтение. 1889. № 11-12. С. 520-570 // Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Kiprskij/samaja-silnaja-apologija-protiv-napadok-na-ego-svitok/ (дата обращения 6.01.23)