Фрагмент для ознакомления
1
1. Мудрость как приобретение старости, кризис индивидуальной жизни человека, осмысления феномена смерти. 3
2. Тестовые задания 5
ВЫВОДЫ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
Фрагмент для ознакомления
2
1.Мудрость как приобретение старости, кризис индивидуальной жизни человека, осмысления феномена смерти.
Мудрость - глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт; экспертная система знаний человека, ориентированная на практику жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы. [2]
Последняя стадия, поздняя зрелость, становится интегративной: в это время «созревают плоды семи предшествовавших стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности. Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: «Я доволен». Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает. Не ощущают целостность своего «Я» люди, недовольные прожитой жизнью, считающие ее цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жить заново раздражает, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприятных обстоятельств, а приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние. [6]
Цельность личности основывается на подведении итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Мудрость определяется Эриксоном как определенное состояние духа, как взгляд в прошлое, настоящее и будущее одновременно, освобождающий историю жизни от случайностей и дающий возможность установить связь и преемственность поколений. Мудрость представляет собой высшее достижение возраста старости. Разрешение финального кризиса требует углубленной внутренней работы, поисков, а не смирения и пассивности в принятии неизбежного конца. Если же человек ощущает, что не достиг тех целей, к которым стремился, или не может свести свои поступки в единое целое, то возникает страх смерти, ощущение безысходности, отчаяние.
1. Переоценка собственного Я помимо профессиональной роли или какой-то другой социальной роли. Надо суметь перейти к новому рассмотрению себя, своей уникальности не через призму одной роли (профессионала или родителя), а с других позиций.
2. Осознание факта ухудшения здоровья и старения тела, выработка необходимого «равнодушия», терпимости. Успешное старение возможно, если человек сможет приспособиться к неизбежному физическому дискомфорту или найдет такое занятие, которое поможет ему отвлечься.
3. Преодоление озабоченности перспективой близкой смерти, принятие мысли о смерти без ужаса, продление собственной жизненной линии через участие в делах молодого поколения.
Ролевая переориентация пожилого человека сочетается с необходимостью научиться уступать более молодым лидерские позиции в семье и профессиональной деятельности. Об этом писал Б. Ливехуд, связывая преодоление кризиса пожилого возраста с открытием новых смыслов жизни, духовных ценностей. Тогда и наблюдение за молодыми, входящими в период наивысших достижений, принесет человеку радость, а не зависть и стремление вставить палки в колеса. [1]
Таблица 1.
Краткая характеристика зрелого возраста (пожилой возраст, старость, долгожительство) в рамках отечественной психологии [2]
Хронологические рамки Пожилой возраст (старение) – 60 – 75 лет.
Старость – 75 – 90 лет.
Долгожительство – свыше 90 лет.
Социальная ситуация развития Готовность к выходу на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости
Ведущая деятельность Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структуризация и передача жизненного опыта. Хобби. Прародительство. Постепенный отказ от активности.
Характер общения Сужение круга общения. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками
Психологические новообразования Переоценка и принятие своей жизни. Жизненная мудрость, интегрированность, цельность.
Кризис индивидуального существования Смерть как последнее критическое событие в жизни. Личные установки в отношении смерти.
2.Тестовые задания
1. Выберите правильный вариант ответа. В стабильные периоды развития:
a) развитие приостанавливается;
b) накапливаются количественные изменения в развитии;
c) происходит ускоренное развитие.
2. Выберите правильный вариант ответа. Критические периоды развития связаны:
a) с качественным бурным преобразованием основных черт личности;
b) развитие приостанавливается;
c) накапливаются количественные изменения в развитие.
3. Выберите все правильные ответы. Основные свойства психического развития:
а) последовательность;
б) закономерность;
в) необратимость;
г) кризисность;
д) направленность.
4. Выберите все правильные ответы. В отечественной возрастной психологии применяются следующие типы норм психического развития:
а) социокультурная;
б) адекватная;
в) индивидуально-типологическая;
г) среднестатистическая;
д) социально-одобряемая.
5. Выберите все правильные ответы. Основные закономерности психического развития
а) гетерохронность;
б) последовательность;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Возрастная Психология (Психология Развития) Электронный Учебник Кагермазова Л.Ц.
2.Возрастная психология: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В.А.Сарычев; Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – 147с.
3.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
4.Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / Е.Н. Каменская. - Изд. 3е, пере раб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 251с.
5.Крайг Г., Бокум Д. К78 Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
6.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
7.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
8.Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология : учебное пособие для академического бакалавриата / Е. А. Сорокоумова. - 2-е изд. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 000 с. - Серия : Бакалавр. Академический курс.
9.Хилько, М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 201 с.
10.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.