Фрагмент для ознакомления
2
Следует отметить, что в отечественной педагогике и психологии старший дошкольной возраст рассматривается как переходный период от одной основной деятельности в дошкольном возрасте - игры, к другой основной деятельности в младшем школьном возрасте - воспитанию и познанию.
Таким образом, одна из основных целей дошкольного образования заключается в обеспечении плавности этого перехода. Этому способствует воспитание у детей дошкольного возраста старшего возраста познавательной готовности к обучению.
Под психологической подготовкой к школе понимается необходимый и достаточный уровень умственного развития ребенка, позволяющий освоить школьную программу в условиях взаимного обучения. Психологическая подготовка ребенка к школе является одним из важнейших результатов психического развития в дошкольном детстве.
Высокие требования жизни к организации образования и обучения вынуждают ИС выбирать более эффективные психолого-педагогические программы, направленные на адаптацию методов обучения к требованиям жизни.
Основной целью определения психологической готовности к поступлению в школу является предотвращение школьной дезадаптации.
1.Феномен психологической готовности к школьному обучению
Под психологической подготовкой к школе понимается необходимый и достаточный уровень умственного развития ребенка, позволяющий освоить школьную программу в условиях взаимного обучения.
Существуют различные теории зарубежных и отечественных психологов, изучающих психологическую готовность к школе.
В отечественной психологии подробное исследование проблемы подготовки к школьному обучению, корни которого уходят в труды Л. С. Выготского, содержится в работах А. Анастаси, Л. И. Божовича, Д. Б. Эльконина, Н.Г. Салмина, Е. Е. Кравцова.[1]
Исследования, проведенные под руководством Л. С. Выготского, показали, что у детей, успешно прошедших обучение в школе в начале обучения, не было никаких признаков зрелости психологических состояний, которые должны были предшествовать началу обучения в соответствии с теорией, согласно которой обучение возможно только на основе знаний.
Изучив процесс обучения детей в начальной школе, Л. С. Выготский приходит к выводу: «в начале обучения письменной речи еще не завершены все основные психические функции, лежащие в ее основе, и еще даже не начался текущий процесс их развития; обучение письменной речи - это процесс, в котором дети учатся письменной речи".
Раскрывая механизм, лежащий в основе такого обучения, Л. С. Выготский выдвигает положение о «зоне ближайшего развития», которая определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым.
Сотрудничество понимается очень широко, от наводящего вопроса до прямой демонстрации решения о проблеме. Опираясь на исследования в области имитации, Л. С. Выготский пишет, что «ребенок может имитировать только то, что находится в области его собственных интеллектуальных способностей», и поэтому нет оснований полагать, что имитация не относится к интеллектуальным достижениям детей. "Зона ближайшего развития" в гораздо большей степени определяет способности ребенка, чем его текущий уровень развития.
В этой связи л. с. Выготский указывал на недостаточность определения текущего уровня развития детей для определения степени их развития.
Л. С. Выготский однозначно ответил на вопрос о зрелых функциях на момент обучения в школе, но, тем не менее, у него есть замечание о нижнем пороге обучения, то есть о прошлых циклах развития, необходимых для продолжения обучения. Именно это наблюдение позволяет понять противоречия, существующие между экспериментальными работами, подтверждающими принцип развивающего обучения, и теориями психологической подготовки к школе.
Дело в том, что обучение, соответствующее «ближайшей зоне развития», всегда основывается на определенном текущем уровне развития, который для нового этапа обучения будет самым низким порогом обучения, а затем уже можно установить самый высокий порог обучения, или» ближайшая зона застройки". Между этими порогами обучение будет плодотворным.
Работы отечественных ученых были посвящены выявлению низшего уровня текущего развития первоклассника, без которого невозможно успешное обучение в школе.
В теоретических работах Л. И. Божовича основное внимание уделялось важности мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же точек зрения рассматривалась психологическая подготовка к школе, то есть мотивационный план был наиболее важным. Были выделены две группы мотивов обучения:
1) общие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с окружающими, в их оценке и одобрении, с желанием учащегося занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;
2) мотивы, непосредственно связанные с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной деятельности и овладении новыми навыками, умениями и знаниями».
Таким образом, можно сказать, что в исследованиях Л. И. Божовича, посвященных психологической подготовке к школе, новообразование, получившее название «внутренняя позиция школьника», было предложено как низший уровень психического развития, необходимый и достаточный для начала учебы в школе.
Это психологическое новообразование возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста или во время кризиса 7 лет и представляет собой слияние двух потребностей - когнитивной и потребности общаться со взрослыми на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку участвовать в процессе обучения в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и выполнении намерений и целей, или, другими словами, в произвольном поведении ученика.
Обсуждая проблему подготовки к школе, Д. Б. Эльконин выделил необходимые предпосылки образовательной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:
- способность детей сознательно подчинять свои действия правилу, которое обычно определяет образ действий;
- способность сосредоточиться на заданной системе требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять устно предлагаемые задания;
- способность самостоятельно выполнять требуемую задачу на визуально воспринимаемой модели
По сути, это параметры развития произвольности, которые являются частью психологической подготовки к школе, на которой основано обучение в I классе.[2]
Наиболее важными предпосылками были способность ребенка сосредоточиться на системе правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по шаблону и другие. Все эти условия проистекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему возрасту, а именно: утраты непосредственности в социальных отношениях, обобщенности переживаний, связанных с оценкой, особенностей самоконтроля. Д. Б. Эльконин подчеркнул, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту «диагностическая схема должна включать диагностику новообразований дошкольного возраста и начальных форм активности следующего периода»
Д. Б. Эльконин считал, что произвольное поведение зарождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку достичь более высокой стадии развития, чем игра в одиночку. Команда исправляет нарушения при подражании предполагаемому образцу, в то время как ребенку все еще очень сложно провести такой контроль. "Функция контроля еще очень слаба, - пишет Д. Б. Эльконин, - и часто все еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой зарождающейся функции, но ценность игры в том, что эта функция родилась здесь.
2.Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) характеризуется как период значительных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период происходит интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
Особенностью этого возраста также является развитие познавательных и психических психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении всего дошкольного детства у ребенка преобладает непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное. Когда ребенок начинает сознательно направлять и удерживать его на определенных предметах и предметах.
Память. К концу дошкольного возраста наблюдается развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста развитие наглядно-образного мышления выходит на более высокий
Показать больше