Фрагмент для ознакомления
2
Определение режима дня и гигиенические требования к нему
Режим дня составляет четко определенное время работы, отдыха, приема пищи и сна. Прежде всего распорядок — это самодисциплина, добровольное выполнение возложенных обязанностей. Он учит людей организовывать и использовать свое время с умом. Ритмичность – это одно из свойств организма человека, его отдельных органов и систем. Это разумное и правильное распределение времени, чтобы основные физиологические потребности организма ребенка были удовлетворены (бодрствование, сон, активная деятельность), а также разумное чередование различных занятий в период «пробуждения».
Чтобы ребенок находился в уравновешенном, бодром состоянии, предохраняющим нервную систему от переутомления, а, следовательно, создавались благоприятные условия для физического и психического развития ребенка необходим правильный режим.
Рациональный режим - основа правильной организации жизни ребенка
Разумный режим - основа правильной организации жизни детей. Привыкать к определенному распорядку дня необходимо с детства. Счастливое, веселое и, в то же время, уравновешенное состояние ребенка больше зависит от правильного питания. Задержка приема пищи, сна, ходьбы негативно влияет на нервную систему ребенка: ребенок становится вялым и наоборот, легко возбудимым, начинает нервничать, худеть, плохо спит, ворочается. Между прочим, режим дня является необходимым условием хорошего образования (И. Л. Павлов).
Правильно составленный режим предполагает:
1. Оптимальное соотношение времени бодрствования и сна в сутках для детей.
2. Виды движения и покоя чередуются во времени при пробуждении.
3. Определенный период непосредственной учебной деятельности, работы и их логической связи с работой.
4. Регулярное питание.
5. Полноценный сон.
6. Обеспечьте доступ ребенка к достаточному количеству воздуха.
Режим дня в детском саду должен быть дифференцированным по группам. Самая маленькая группа состоит из детей от 3 до 4 лет, средняя группа от 4 до 5 лет, старшая группа от 5 до 6 лет и подготовительная группа от 6 до 7 лет.
Учебно-воспитательные программы в детском саду, согласованные с Управлением Роспотребнадзора, регламентируют организацию занятий в соответствии с морфофункциональными особенностями ребенка. Занятия обязаны проводиться каждый день, не считая субботы, с 1 сентября по 1 июня:
- в младшей группе – 10 занятий в неделю по 10 – 15 мин.;
- в средней – 10 занятий в неделю по 20 мин.;
- в старшей – 15 занятий в неделю по 20 – 25 мин.;
- в подготовительной – 19 занятий в неделю по 25 – 30 мин.;
Длительность перерывов между занятиями 10 – 12 мин, во время которых целенаправленно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Семейные поручения во всех группах отсутствуют. Относительно старших групп детям отводится более времени для способа еды, воспитания культурно-гигиенических способностей, которыми малыши начинают овладевать. Присутствие на воздухе зимой занимает не менее 3 – 4 ч, а летом – целый денек. В режиме ребят средней группы продолжительность санкционированных занятий возрастает, и наполнение их в некотором количестве усложняется.
Изменение режима под воздействием различных факторов
Примерный распорядок дня включен во все образовательные программы, проводимые в дошкольном учреждении. На его базе заведующая, старший педагог, старшая медицинская сестра разрабатывают режим дня для всякой возрастной группы, который утверждается подписями начальника ДОУ и старшей медицинской сестры. Режим дня в ДОУ считается вариативным и предусматривает все вероятные истории: скверную погоду, недоступность необходимого числа персонала, вожделение родителей приводить и брать малыша в комфортное для их время, карантины и периоды увеличенной заболеваемости. При перемене режима под действием всевозможных моментов, нужно припоминать о том, что, собственно, главные составляющие: сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон и сплошное время прогулок, обязаны оставаться постоянными.
Педагогическое и гигиеническое значение режима дня в воспитании ребенка
Смысл режима заключается прежде всего в том, что собственно он содействует обычному функционированию внутренних органов. Верный режим гарантирует уравновешенное, бодрое состояние малыша, защищает нервную систему от переутомления, создает подходящие обстоятельства для физиологического и психологического становления малыша. Малыши, которые пристрастились к установленному распорядку дня, сообразному их возрасту, как правило, выделяются дисциплинированностью, умением работать, общительностью, уравновешенным поведением, они функциональны, изредка мучаются отсутствием аппетита. Все это и считается показателем самочувствия и верного становления малыша.
Вправду, режим, который отвечает биологическим и общественным необходимостям малыша, всякий раз внятно и верно производится, содействует регулировке самих необходимостей. Например, верно санкционированная трудовая и учебная работа, включающая различные посильные нагрузки в оптимальном сочетании с развлечением, не только гарантирует сбережение устойчивой работоспособности и высшую продуктивность, но и воспитывает у ребят привычку и надобность работать, усидчивость, влечение к познаниям, любознательность. Регулярность питания способствует неплохому аппетиту, например, у малыша сквозь конкретные промежутки времени бывает замечена надобность в еде, а это содействует настоящему усвоению всех ее компонентов. Дневной и ночной сон, санкционированный в одни и те же часы, создает у малыша привычку засыпать проворно, без каких-то добавочных воздействий, собственно что считается одним из наиглавнейших критерий размеренного, основательного сна, в процессе которого случается восстановление сил и дальнейшей энергичности малыша.
Для отчетливого и поочередного воплощения всех его процессов принципиально вовремя создавать у ребят способность самообслуживания, воспитывать самостоятельность. Степень становления у малыша способностей самообслуживания находится в зависимости от различных оснований: состоянии самочувствия, особенности высочайшей нервной работы, совместного становления. Но ключевое - от целенаправленного воспитания, применения единых педагогических способов в семье и в дошкольном учреждении.
Практическое задание
1. 7.30-7.50 - Прием детей, осмотр, игры, самостоятельная деятельность. Воспитатель с улыбкой встречает и вежливо приветствует каждого приходящего ребенка. В журнале учёта воспитатель и родители фиксируют состояние ребёнка, его температуру. В этот временной промежуток воспитатель общается с детьми, организовывает игры для общения детей друг с другом и создания настроение, содействует организации самостоятельной деятельности детей: предлагает желающим разные виды игр, организует труд в уголке природы, часть детей занимается художественно-продуктивной деятельностью.
2. 7.50-8.00 - Чтение художественной литературы.
3. 8.00-8.05 - Подготовка к утренней гимнастике. Дети переодеваются в спортивную форму. При возникновении затруднения воспитатель и младший воспитатель помогают детям.
4. 8.05-8.12 - Утренняя гимнастика. Гимнастику проводят в проветренном физкультурном зале, проводит инструктор по физической культуре.
5. 8.12-8.30 - Самостоятельная деятельность детей.
6. 8.30-8.45 - Подготовка к завтраку, завтрак.
После утренней гимнастики дети возвращаются в группу, переодеваются и идут мыть руки, воспитатель напоминает им правила мытья рук. Дежурные помогают младшему воспитателю сервировать стол, воспитатель обращает внимание на правила сервировки столов, привлекает внимание к эстетическому оформлению столов, объявляет меню на день и обсуждает его вместе с детьми. Во время приема пищи воспитатель проводит индивидуальную работу по воспитанию культуры еды, правил этикета. После завтрака дети прополаскивают рот кипяченой водой (у каждого ребенка индивидуальный стакан для полоскания рта).
7. 8.45-9.00 - Самостоятельная деятельность детей. Работа в центрах активности по выбору детей. Воспитатель следит за тем, чтобы дети убирали игрушки; переключает внимание детей на другой вид деятельности. Подготовка детей к ООД.
8. 9.00-9.20 - Организованная образовательная деятельность. Непрерывная образовательная деятельность по расписанию. По мере необходимости, в зависимости от вида и содержания деятельности детей, воспитатель проводит физкультминутки, гимнастику для глаз или пальчиковую гимнастику.
9. 9.20 – 9.30 - Самостоятельная деятельность детей. (Перерыв между ООД).
10. 9.30-9.50 - Организованная образовательная деятельность.
11. 9.50-10.00 - Второй завтрак.
12. 10.00-12.10 - Подготовка к прогулке, прогулка. Сначала воспитатель подготавливает детей к прогулке, дети вместе с воспитателем решают, какие игрушки им сегодня пригодятся на улице, собирают их. Воспитатель и младший воспитатель вместе одевают детей, обращают их внимание на последовательность одевания. Дети, которые одеваются первыми, выходят на улицу с воспитателем. Оставшимся детям помогает одеться младший воспитатель и выводит их на улицу. На прогулке дети проводят наблюдение, из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Играют в подвижные игры, играют в сюжетно-ролевые игры. Воспитатель проводит индивидуальную работу по развитию движений, физических качеств детей, трудовую деятельность.
Показать больше