Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день документ стал важнейшим элементом искусства. Поэтому он коснулся и праздничной культуры, которая, принимая формы театрального представления, нуждается в нем необычайно остро. Создание сценария и постановка праздника, как и написание драматургического произведения на основе документальных источников, требует соблюдения художественного баланса, в котором на паритетных эстетических началах сосуществовали бы грамотно и гармонично документальное и художественное. Специфичность состоит в том, что документальное (или фактическое) начало становится фундаментом, на котором зиждется сакральная природа праздника. И сценарий театрализованного представления предстаёт как слияние документального и мифологизированного аспекта.
Драматургия театрализованных представлений во многих аспектах документальная, потому как в основе мероприятия находится событие или факт. Но степень использования документального материала всегда различна и зависит от множества факторов.
Постановка театрализованного представления требует написания литературного сценария на основе документа, и в последствие соблюдения художественного баланса, в котором бы в равной доле существовали документальное и художественное.
Документальный материал – это достаточно специфичный способ подачи информации. Сцена, прежде всего, изобилует действиями, но она мало расположена к описательным манёврам, ведь театрализованное представление требует зрелищности и живости. Поэтому традиционные приемы работы с документом постепенно теряют внимание зрителя, потому как он уже не готов его воспринимать на таких началах.
Именно поэтому режиссер сталкивается с вопросом – как гармонично и естественно вписать документальный материал в сценарий, как перевести документ на сценический язык и придать ему художественности, побуждая зрителя к активному вовлечению в происходящее и не теряя его интереса. Поэтому, вопросы, касающиеся реализации документального материала на сцене, являются весьма актуальными.
Цель данной контрольной работы – обозначить особенности работы с документальным материалом в театрализованном представлении, уделяя особенное внимание юбилейным событиям учебных заведений.
Задачи:
1. Раскрыть понятие документальности, обозначить её особенности.
2. Описать виды документов, которые могут быть использованы при создании театрализованного представления.
3. Раскрыть понятие монтажа документальных источников и художественным материалом, обозначить его вилы и приёмы.
4. Раскрыть процесс создания драматургического произведения, уделяя внимание документальному аспекту проблемы.
Объект исследования: документальный материал в театрализованном представлении.
Предмет: технология работы с документальным материалом в театрализованном представлении.
Методы исследования:
1. анализ литературы по теме исследования;
2. сбор и изучение документального материала в свете темы спектакля;
3. обобщение собранного документального материала;
Данная работа призвана систематизировать теоретические знания.
Структура контрольной работы обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих 4 параграфа, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ
1.1. Определение документа, его виды
Специфичностью режиссуры и драматургии театрализованного представления и праздника (в том числе юбилейного события) является то, что её основой выступает документальность.
Современные публицистические представления играют значительную роль в идеологическом, нравственном, эстетическом воспитании населения, проводимом различными учреждениями, - через образно-художественную, эмоциональную форму воздействуя на чувства и сознание людей.
Поэтому следует согласиться с высказыванием целого ряда исследователей, которые выражают, по сути, одну мысль, но разными словами, что, в основе праздника всегда лежит событие, личность или проблема, которую мы можем подтвердить или опровергнуть с помощью документа .
Предметом особого внимания является синтез документального и художественного, который должен заключаться не только в тематическом отборе материала, но и в органическом их слиянии по самому главному принципу: замысел = художественный + документальный материал. То есть всякий собранный нами материал, должен работать на нашу мысль, идею .
Этот вывод подтверждает, что палитра сценариста и режиссера массового праздничного действа чрезвычайна, многообразна и дает по существу неограниченные творческие возможности.
В связи с этим Д.М. Генкин обращает наше внимание на различие в понятиях «фант» и «документ», так как это чрезвычайно важно в работе сценариста. Слово «факт» (лат. faktum - сделанное, совершив¬шееся) имеет несколько значений. Так, в обычном понимании «факт» - это синоним слов «истина», «событие», «результат», знание и достоверность которого доказана. В логике и методологии науки «факт» - предположение, фиксирующее эмпирические знания .
Но следует понимать, что театрализация того или иного материала – это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, мыслей и идей отрывками из спектаклей, песнями, танцами, стихотворениями, кинофрагментами, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое документально – художественное действие .
Документ в структуре театрализованного представления и праздника занимает особое место. Документ (лат. dokumentum - доказательство, свидетельство) - это материальный носитель записи с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве. Такими материальными носителями может быть бумага, фото - и кинопленка, магнитофонная запись и т.п., которые могут содержать тексты, изображения, звуки.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аль Д.Н. Основы драматургии: учеб. пособие. – 4- е изд. – СПб: СПбГУКИ, 2005. – 280 с.
2. Вершковский Э.В., Режиссура массовых клубных представлений: ЛГИК, 1975.
3. Борисов С.К. Основы драматургии театрализованного действа: учебное пособие для студентов 1-4-х курсов, обучающихся по специальности 071400 Режиссура театрализованных представлений и праздников, квалификация (степень) "бакалавр" - Челябинск : Челябинская гос. акад. культуры и искусств, 2011. 206с.
4. Генкин Д., Конович А. Массовые театрализованные представления. Учебно-методическое пособие ВНМЦНТ и КПР. - М.: ЛГИК, 1985. - С. 6-31.
5. Генкин Д., Конович А. Сценарное мастерство культпросветработ¬ника. - М., 1984. - С. 3-36, 93-110.
6. Генкин Д.М., Массовые праздники: учеб. пособие:Просвещение, 1975.
7. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учеб¬ное пособие. - М.: МГУК, 1998.
8. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. ака¬демика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. - М.: МГУК. 1998.
9. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Методическое пособие для редакторов и методистов. НМЦ. - М.: МКРСФСР ВН МЦНТ и КПР, 1989.
10. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-пе¬дагогической деятельности клуба. - М.: Просвещение, 1988. — С. 16-27.
11. Массарский СМ. Сценарий рождается в клубе. Пособие для работников клубных учреждений, КСК, ПК и О. - М.: Мин. культ. СССР
ВНМЦНТ и КПР, 1988. 123с.
12. Рубб А.А. Театрализованный тематический концерт. Конспект лекций: АПРИКТ, 2005. 312с.
13. Сазонова, А.И., Документ в структуре театрализованного представления и праздника// ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №4 (38). С. 34-45
14. Туманов, И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта: [Учеб. пособие для ин-тов культуры] / И. М. Туманов. - Москва : Просвещение, 1976. - 88 с.
15. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений; История и теория. Учебное пособие для студентов институтов культуры. - М.: Просвещение, 1981. 231с.