Фрагмент для ознакомления
2
1 Сущность и значение управления в отрасли инфокоммуникаций. Принципы и методы управления
Значение отрасли инфокоммуникаций в национальной экономике не ограничивается ее ролью как важнейшего компонента производственной и социальной инфраструктуры, без которой невозможны нормальные производственные и социальные процессы. Конвергенция связи и информатики обеспечивают новый виток технологического развития всех секторов национальной экономики и социальной жизни и ведут к прогрессивным изменениям в сфере экономической деятельности и социума [7].
Отрасль инфокоммуникаций относится к числу инфраструктурных отраслей, обеспечивающих потребности в услугах и средствах связи населения, органов государственной власти и управления, обороны, безопасности, правопорядка и иных юридических лиц.
Отрасль инфокоммуникаций воплощает в себе процессы трансформации технической базы отрасли связи в инфокоммуникационную базу, в которой экономическая деятельность осуществляется с помощью информационных технологий. Под отраслью инфокоммуникаций следует понимать экономическую деятельность по приему, обработке, хранению, накоплению, распределению, передаче и доставке информации (сообщений, отправлений), осуществляемую посредством совокупности аппаратно-программных средств, вычислительных и телекоммуникационных сетей, информационных и других производственных ресурсов [4].
Другими словами, отрасль инфокоммуникаций – это комплекс организаций (предприятий), обладающих общностью создаваемых инфокоммуникационных услуг, применяемых технологий, факторов производства и удовлетворяемых потребностей. Конечным продуктом комплексной отрасли инфокоммуникаций являются инфокоммуникационные услуги как результат экономической деятельности по удовлетворению потребностей пользователей не только в передаче информации, но и в доступе к информационным ресурсам с помощью информационных и телекоммуникационных технологий и сетей.
Управление представляет собой функцию системы управления по обеспечению взаимосвязи и взаимодействия управляющей и управляемой подсистем с целью организации целенаправленного функционирования (деятельности) объекта(ов) управления [5].
Распространение инфокоммуникационных технологий ведет к интеграции бизнеса и альянсам организационных структур как внутри отрасли инфокоммуникаций, так и в сфере производства других услуг. Конвергентная среда инфокоммуникационного бизнеса создает предпосылки включения дополнительных услуг других секторов экономики в пакет инфокоммуникационных услуг (электронные расчеты, телебанкинг, телемедицина) и создания новых участников инфокоммуникационного рынка (контент-провайдер, сервис-провайдер, системный интегратор).
С другой стороны, отдельные отрасли не только используют ИКТ в своем производстве, но и создают телекоммуникационные сети с предоставлением услуг связи клиентуре. Таким образом, конвергентный характер развития инфокоммуникаций стирает границы отраслей, формируя в инфокоммуникационном пространстве интегральный сектор, и меняет роль потребителя во взаимоотношениях с производителями и другими участниками рынка.
Целью управления (регулирования) в отрасли инфокоммуникаций является обеспечение бесперебойного и качественного функционирования средств и сетей связи в интересах всех категорий потребителей и на всей территории страны [3].
К основным принципам управления в отрасли можно отнести обеспечение:
- возможности государства влиять на деятельность предприятий отрасли вне зависимости от их формы собственности;
- необходимого и достаточного государственного управления (регулирования) при одновременном расширении самостоятельности предприятий в решении вопросов, связанных с их жизнедеятельностью;
- доступности услуг и средств связи для всех категорий потребителей и на всей территории страны;
- эффективного использования ресурсов связи (трудовых, материальных и финансовых), в том числе ограниченных национальных ресурсов – трафика, формируемого при эксплуатации сети связи общего пользования доходов, получаемых операторами связи при применении соответствующих технических средств), частотного и орбитального ресурсов;
- интересов России, предприятий связи и собственников их имущества (например, акционеров, если предприятие является акционерным обществом), а также интересов работников предприятий;
- единой технической политики, единой направленности в развитии всего комплекса связи и пропорциональности в развитии отдельных его составляющих посредством системности в управлении, оптимизации взаимосвязи и взаимодействия всех элементов системы.
В зависимости от того, что является предметом управления, каково состояние объекта управления на данный момент времени и каковы цели управления, выбираются те или иные способы воздействия. Способ реализации управленческой деятельности называется методом управления (регулирования).
Методы управления (регулирования) можно подразделить на следующие основные группы [5]:
1. Организационно-административные (директивные) методы, которые имеют особое значение для управления в связи. Эти методы находят отражение в нормативно-законодательном (правовом) обеспечении функционирования отрасли и включают в себя: положения и нормы международного права, международных договоров и соглашений, законодательства РФ, Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и подотчетных ему органов государственного управления, ведомственные нормативные акты, приказы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и руководителей предприятий связи (подразделений и филиалов).
2 Экономическая характеристика оборотных средств
Производство продукции или услуг невозможно без материальных ресурсов, т.е. без средств производства. Средства производства состоят из средств труда и предметов труда. Средства труда есть основные фонды, а предметы труда – оборотные средства [2].
Оборотные средства (ОС) - это денежные средства, вложенные в запасы товарно-материальных ценностей и находящиеся в расчетах и кассе.
Оборотные средства связи делятся на две части: оборотные производственные фонды и фонды обращения [4].
Оборотные производственные фонды заняты в сфере производства и включают в себя производственные запасы вспомогательных материалов, топливо, запасные части для ремонта оборудования, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
Основными направлениями улучшения использования оборотных средств являются:
- сокращение взаимных неплатежей при взаимодействии с потребителями услуг, поставщиками материальных ресурсов, операторами сети общего пользования на основе совершенствования законодательной базы и повышения платежной дисциплины;
- внедрение прогрессивной техники и технологии производства, обеспечивающей экономию материальных и энергетических ресурсов при обслуживании и эксплуатации средств связи;
- совершенствование системы материально-технического снабжения на основе прямых длительных договоров с поставщиками, комплексности поставок, улучшения качества материалов и запасных частей;
- закрепление в контрактах с производителями оборудования связи условий его сервисного обслуживания после ввода в эксплуатацию;
- совершенствование нормирования оборотных средств и экономического стимулирования, улучшения их хранения и использования;
- своевременная реализация излишков товарно-материальных ценностей;
- экономия всех видов материалов, запасных частей, топлива и электроэнергии, увеличение сроков службы малоценных и быстроизнашивающихся предметов [4].
В современных условиях реализация резервов улучшения оборотных средств становится одной из важнейших функций маркетинговых служб организаций связи.
Организации инфокоммуникаций, осуществляющие свою экономическую деятельность по приему, обработке, хранению, накоплению, распределению, передаче и доставке информации (сообщений, отправлений), используют особый, отличающийся от других отраслей национальной экономики, финансовый механизм для формирования и использования оборотных средств, обусловленный специфическими чертами финансовых ресурсов инфраструктурной отрасли [7].
В условиях ограниченности такого важного, с точки зрения финансовой состоятельности, ресурса как оборотные активы, актуален вопрос об определении их необходимого и достаточного количества, позволяющего организациям отрасли оказывать своевременно и качественно инфокоммуникационные услуги, позволяющие удовлетворять потребности пользователей в передаче информации, создании информационных ресурсов, доступе к информационным и телекоммуникационным технологиям и сетям.
Задачи
3 Спланируйте фонд оплаты труда на телеграфе. Исходные данные приведены в таблице.
Таблица – Исходные данные
Наименование показателя Сумма
Среднесписочная численность работников в текущем году, ед. 432,2
ФОТтек, тыс. руб. 564,5
Решение:
ФОТпл = Р * ФОТтек, (8)
где ФОТпл - плановый годовой фонд оплаты труда на телеграфе, тыс. руб.;
Р - среднесписочная численность работников, обслуживающих клиентов, чел.;
ФОТтек - годовой фонд оплаты труда одного работника в текущем периоде, тыс. руб.
ФОТпл = 432,2 * 564,5 = 243976,9 тыс. руб.
Вывод: поскольку изменения объема услуг и роста средней заработной платы в плановом периоде не предвидится, то плановый фонд оплаты труда на телеграфе соответствует уровню отчетного года и составит 243976,9 тыс. руб.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Борисов Е. Ф. Экономика: Учебник для бакалавров / Е. Ф. Борисов, А. А. Петров, Т. Е. Березкина. — М.: Проспект, 2020. — 272 с.
2. Васильев В. П. Экономика. Учебник и практикум / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. — М.: Юрайт, 2020. — 298 с.
3. Глухов В. Экономика и менеджмент в инфокоммуникациях: Учебное пособие / В. Глухов, Е. Балашова. — СПб.: Питер, 2012. — 272 с.:
4. Кузовкова Т. А. Экономика отрасли инфокоммуникаций: Учебное пособие для вузов / Кузовкова Т.А., Володина Е.Е., Кухаренко Е.Г. — Москва: Гор. линия-Телеком, 2017. — 190 с.
5. Овчаренко Н. А. Основы экономики, менеджмента и маркетинга: Учебник для бакалавров / Н.А. Овчаренко. — М.: Дашков и Ко, 2020. — 162 с.
6. Поликарпова Т. И. Основы экономики. Учебник и практикум для СПО / Т.И. Поликарпова. — М.: Юрайт, 2019. — 254 с.
7. Смирнов А.О. Экономика отрасли инфокоммуникаций (практикум): учебное пособие / А.О. Смирнов. — Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2015. — 58 с.
8. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]: https://digital.gov.ru/ru/ministry/ (дата обращения 09.02.2023).