Фрагмент для ознакомления
2
1 Методологические подходы в системе планирования
В системе методологии, в процессе разработки системы планирования все большее значение начинают приобретать методологические подходы.
Под методологическим подходом понимается единое, целостное направление использования принципов и методов стратегического планирования в ходе разработки проектов стратегических программ и планов всех уровней и временных горизонтов [5, с.9]. Методологические подходы не являются особыми методами планирования. Под ними следует понимать направления, пути, способы использования при решении различных проблем планирования, логики, принципов, показателей и методов оптимизации планов.
Можно говорить о фактическом применении в практике современного стратегического планирования системного подхода в таких его модификациях как:
• системно-комплексный подход;
• системно-программный (программно-целевой) подход;
• системно-мультипликационный подход;
• системно-нормативный подход;
• системный режима экономики подход;
• системно-динамический подход [10, с.35].
Все перечисленные методологические подходы есть не что иное, как приложение и конкретизация системного подхода, который в свою очередь является приложением и конкретизацией диалектического метода и логики к анализу всех сфер общественной жизни, всех областей знания. Системный подход требует относиться к каждому явлению и процессу в обществе как к целостной системе и как к компоненту более общей системы. Каждое явление, процесс должны изучаться со стороны содержания, структуры, функций, связей с другими системами (средой), целей, источников, условий возникновения и перспектив развития. Сущность системного подхода состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно как элемент более общей системы.
2 Виды прогнозов
Прогнозирование - процесс получения прогноза; вид познавательной деятельности человека, направленный на формирование прогнозов развития объекта на основе анализа тенденций его развития. Сущность прогнозирования состоит в получении прогнозной информации о будущем развитии в какой-либо области исследования. Прогнозирование должно отвечать на два вопроса:
1) что вероятнее всего можно ожидать в будущем;
2) каким образом нужно изменить условия, чтобы достичь заданного состояния?
Для предсказания будущего развития используются следующие типы прогнозирования (по функциональному признаку или по направлениям прогнозирования) [10, с.36]:
1) творческое видение будущего;
2) поисковое прогнозирование;
3) нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование.
Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, использует субъективные знания прогнозиста, его интуицию. Прогнозы такого рода имеют форму описания вымышленного будущего.
Поисковое прогнозирование – способ научного прогнозирования от настоящего к будущему. Поисковый прогноз основан на условном продолжении в будущее тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем. Его задача – выяснить, как будет развиваться исследуемый объект при сохранении существующих тенденций. В целом поисковое прогнозирование опирается на количественные и качественные методы. Поисковое прогнозирование может быть двух видов:
- эстраполятивный подход предполагает, что развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее. Главное предположение данного подхода заключено в признании того, что в диапазоне ключевых интересов предприятия силы прошлого в состоянии контролировать будущее;
- альтернативный подход исходит из того, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям. Поэтому развитие экономики происходит не только гладко, но и скачкообразно, а также существует определённое число альтернатив будущего развития. При альтернативном подходе создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития, а также два способа развития – гладкий и скачкообразный.
В рамках нормативно-целевого прогнозирования сначала определяют общие цели на будущее, а затем, исходя из этих целей, оценивают развитие предприятия. Задача таких прогнозов – определить пути и сроки достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели.
Если поисковый прогноз при поиске будущего отталкивается от настоящего и прошлого состояния объекта, то нормативный прогноз осуществляется в обратном порядке: от заданного состояния в будущем к существующим тенденциям в свете поставленной цели.
Чаще всего нормативный подход используется, когда предприятие не обладает необходимыми исходными данными. Для нормативного подхода основным является использование качественных методов исследования.
С точки зрения объекта прогнозирования прогнозы могут быть [2, с.2]:
- научно-техническими;
- экономическими;
-социальными;
- военно-политическими и т.п.
По масштабу прогнозирования выделяют:
- глобальные;
- макроэкономические (в рамках одного государства);
- межотраслевые и межрегиональные;
- региональные;
- отраслевые;
- прогнозы развития хозяйственных комплексов;
- микроэкономические прогнозы.
По времени упреждения (отрезок времени от момента, для которого имеются статистические данные об изучаемом объекте до момента, к которому относится прогноз) прогнозы подразделяются на:
1) оперативные (до 1 месяца);
2) краткосрочные (до 1 года);
3) среднесрочные (до 5 лет);
4) долгосрочные (до 20 лет);
5) дальнесрочные.
3 Прогнозирование в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сферах
Решения по денежно-кредитной политике опираются как на текущие, так и на будущие тенденции в экономической динамике. Это связано с лагами трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, с тем, что сегодняшние решения в полной мере отражаются на динамике совокупного спроса и темпах роста цен только через несколько кварталов. Подготовка и актуализация макроэкономического прогноза Банка России является неотъемлемой частью объединенного прогнозного раунда. В основе прогноза Банка России лежат модельные расчеты, которые используют широкий комплекс количественных моделей, описывающих экономическую динамику.
Модели, которые Банк России задействует при разработке прогноза, позволяют решать такие задачи, как анализ текущих экономических условий, формирование краткосрочного прогноза, расчет среднесрочного прогноза при различных сценариях предпосылок и вариаций сценариев [2, с.3].
Для краткосрочного прогнозирования Банк России использует эконометрические модели и экспертные суждения. Они используют весьма широкий круг данных и иной информации о текущей и ожидаемой динамике внутренних экономических условий, финансовых рынков, мировой экономики и являются важной частью формирования комплексной картины развития экономики. Результаты краткосрочного прогноза имеют как самостоятельную ценность для формирования картины экономики в ближайшей перспективе, так и используются в качестве входных параметров («стартовых условий») в моделях среднесрочного прогнозирования [9, с.168].
В Банке России создан и используется для среднесрочного прогнозирования набор моделей, в основе которых лежат различные версии новокейнсианской модели динамического общего равновесия. По своей структуре они имеют много общих черт с моделями, используемыми другими центральными банками, которые на протяжении длительного времени успешно реализуют политику таргетирования инфляции. При этом банки учитывают особенности трансмиссионного механизма ДКП в России и проводимой макроэкономической политики (в частности, механизм бюджетного правила).
К числу этой группы моделей относится квартальная прогнозная модель (КПМ), которая является гибким инструментом для анализа широкого круга вариаций сценарного прогноза. Динамические стохастические модели общего равновесия (DSGE) малой открытой экономики с бюджетным сектором, банковским сектором и др., позволяют получить дополнительные оценки прогнозных траекторий, а также учесть структурные предпосылки явным образом не отраженные в КПМ.
Государственное бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование представляет собой систематическую деятельность по разработке плановых на-логовых доходов и других показателей, а также подготовку решений, связанных с будущим системы налогов, налогообложения и налогового механизма.
Основная задача налогового планирования и прогнозирования – экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции. Выполняется данная задача как в расчете на один финансовый год (текущее налоговое планирование), так и на более отдаленную перспективу (налоговое прогнозирование). В связи с этим различают тактику бюджетно - налогового планирования и его стратегию.
Налоговая тактика представляет собой комплекс практических действий органов власти и управления при выработке общей структуры доходных бюджетных статей в разрезе бюджетной классификации, проведении налогового регулирования и контроля. Качественное содержание тактических шагов предопределяет полноту и своевременность исполнения бюджетов [8, с.214].
4 Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года
Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (в ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») утверждена концепция долгосрочного развития РФ до 2020 г. (сокращенно – Концепция 2020) [1].
Цель разработки «Концепции – 2020) - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:
- основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;
- стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
- формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;
- цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
- цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
- параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.
Концепция содержит такие разделы [1]:
I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития.
II. Этапы инновационного развития.
III. Развитие человеческого потенциала.
IV. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической нестабильности.
V. Повышение национальной конкурентоспособности.
VI. Внешнеэкономическая политика.
VII. Региональное развитие.
VIII. Основные макроэкономические параметры инновационного развития до 2020 года.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (в ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 19.02.2023).
2. Булатов, А.С. Макроэкономическое прогнозирование и его основные методы / А.С. Булатов // Мировое и национальное хозяйство. – 2020. - №4. – С.1-3.
3. Глазьев, С.Ю. О создании систем стратегического планирования и управления научно-техническим развитием / С.Ю. Глазьев // Инновации. - 2020. - № 2. - С.14–23.
4. Коцалап, С.А. Экономическая сущность и роль налогового прогнозирования и планирование / С.А. Коцалап, К.Ю. Агалаева // Бюллетень транспортной информации. – 2020. - №11. – С.34-45.
5. Ленчук, Е.Б. Совершенствование методологических подходов к формированию системы стратегического планирования в России / Е.Б. Ленчук, В.И. Филатов // Вестник Института экономики РАН. – 2020. - №4. – С.9-26.
6. Пичурин, И.И. Обоснованность положений «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» / И.И. Пичурин // Теория и практика мировой науки. – 2019. - №4. – С.2-5.
7. Семин, А.Н. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года: особенности и результаты реализации: Монография / А.Н. Семин, И.И. Пичурин, А.П. Третьяков. – М.: Кадровый резерв, 2019. – 284с.
8. Собчук, С.И. Особенности формирования бюджетной безопасности государства / С.И. Собчук // Экономический вестник университета. – 2019. - №41. – С.212-221.
9. Тагавердиева, Д.С. Систематизация факторов и критериев, определяющих эффективность денежно-кредитной политики России / Д.С. Тагавердиева // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2020. - №11. – С.166-172.
10. Таганов, Б. Цели и задачи макроэкономического планирования и прогнозирования / Б. Таганов // Интернаука. – 2022. - №7-3. – С.35-36.