Фрагмент для ознакомления
2
1. Общение: понятие и виды общения, роль обратной связи. Структура общения.
Общение составляет большую часть человеческой жизнедеятельности. Оно имеет большое влияние на формирование человеческой психики. Через постоянное общение с развитыми личностями человек сам становится личностью.
Общение, как информационный процесс взаимодействия между людьми имеет свою структуру. В психологии исследователями особое внимание уделяются сторонам общения – коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Это непосредственно связано с тем, что каждому человеку необходимо овладеть техникой общения, вне зависимости от его рода деятельности. Сущность коммуникативной стороны общения заключается Взаимообмене информацией между двумя или более индивидами. Организация взаимодействия между общающимися людьми или обмен действиями, сущность интерактивной стороны общения.
.......................
2. Психологические особенности лиц пожилого возраста.
Пожилой возраст - кризисный. Кризис пожилых связан с оценкой смысла прожитой жизни . Данный кризис является смыслообразующим и более эффектным, чем подростково-юношеский кризис. Основное его отличие заключается в подведении итогов и появлении мысли о том, что прожитые годы не имели смысла. По мнению Э. Эриксона, данный кризис носит название «цельность личности-отчаяние» . Для анализа его содержания необходимо выявить изменения в механизмах психического развития, которых насчитывается девять: идентификация, конформизм, уход, отчуждение, агрессия, компенсация, интериоризация, эмоциональное опосредование и эмпатия.
......................
3. Индивидные свойства личности
Чтобы составить психологический портрет личности, необходимо знать её индивидные характеристики. Дело в том, что вообще любая структура личности обязательно включает свои индивидные особенности. Давайте рассмотрим наиболее важные индивидные свойства человека.
Психофизические свойства. Они определяют наше восприятие окружающего мира, наши память и внимание, мышление, воображение, представления. Суть этих свойств ясна уже из названия - это заложенные природой психологические и физиологические особенности каждого индивида. Это своего рода посредник между внутренней психологической деятельностью организма и окружающим миром.
........................
Решите ситуационные задачи. Ситуационная задача 1.
У вас в подразделении есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?
..............
Ситуационная задача 2.
В поликлинике у кабинета врача ожидают своей очереди пациенты. Медицинская сестра приглашает в кабинет врача пациента – участника боевых действий без очереди.
Пациент А., быстро вскочив со своего места, начинает громко, резко и даже грубо возмущаться действиями медсестры, вызывая конфликтную ситуацию.
Пациент Б., неторопливо подойдя к пациенту А., начинает его успокаивать, просит присесть, настойчиво предлагая разрешить конфликт.
Пациент В. сравнительно легко реагирует на эту ситуацию, при этом, воспринимая все происходящее с улыбкой и активно общаясь с другими больными, ожидающими прием врача, объясняет правомерность действий медицинской сестры.
Пациент Г., чувствуя неловкость данной ситуации, смущен, ни с кем из других людей не общается, тяжело переживает необходимость более длительного пребывания в поликлинике, на глазах слёзы.
Определите тип темперамента каждого пациента.
...............
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Aльгожинa A.Р., Капбасова Г.Б., Капашева Г.А. Теоретические аспекты изучения эмпатии // Ж. Инновационная наука, No4. 2019.
2) Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М.: ЭКСМО, 2015.
3) Боженкова К.А. Психологические особенности людей пожилого возраста// Приволжский научный вестник. – 2016. - №3. – С. 115-120
4) Бодалев А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. – М.; Воронеж. 2020. 193
5) Вербина Г.Г. Факторы, формирующие аттракцию // Проблемы современного педагогического образования, No64-4. 2019. С.305-308
6) Екушева Е. В., Когнитивные нарушения у людей старшего возраста: практические аспекты ведения // Врач. — 2020. — Т. 31, № 6. — С. 9-11
7) Канева М. А., Возрастные разницы в самооценке здоровья россиян // Вестник Санкт-Петербургского университета, Менеджмент. — 2019. — Т. 18, вып. 4. — С. 563-587
8) Кифорук Е. В., Повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения – одно из основных направлений деятельности геронтологического центра // Социальное обслуживание. — 2019. — № 3. — С. 83-85
9) Коваль Н.А. Психология генезиса внутреннего конфликта в условиях социального кризиса // Социальная педагогика: вызовы XXI века: международный конгресс специалистов в социальной сфере. Тамбов, 2020. C. 408-410
10) Психология. В 3-х кн. Кн.1.: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р.С. Немов. – 6-е изд. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020.
11) Сахарова Т. Н., Особенности бытия и развития личности на поздних этапах онтогенеза в контексте идей В. С. Мухиной // Развитие личности. — 2018. — № 4. — С. 41-45
12) Хабриев Р. У., Современные методы оценки реализации персонифицированных программ профилактики возраст-ассоциированных заболеваний // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2021. — Т. 29, № 3. — С. 410-415
13) Шилько В. Г., Физическая активность как средство повышения продолжительности и качества жизни возрастных людей // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 11. — С. 71-75
14) Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам / Алан и Барбара Пиз; [пер. с англ. Т. Новиковой]. – Москва: Эксмо, 2018.