Фрагмент для ознакомления
2
1. Что такое регуляторная гильотина и какие изменения в области охраны труда в 2021 году.
«Регуляторная гильотина» – инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.
Целью реализации «регуляторной гильотины» является тотальный пересмотр обязательных требований, в соответствии с которым нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ.
Задача «гильотины» – создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.
В соответствии с поручением Президента, в рамках его послания Федеральному Собранию, Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить отмену с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанных с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах (подпункт «б» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации (№ Пр-294 от 26 февраля 2019 г.) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г.).
Работа по реализации «регуляторной гильотины» проводится в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации «дорожной картой» с обязательным привлечением всех заинтересованных сторон – представителей предпринимательского, экспертного, научного сообществ.
В рамках исполнения пункта 2 Дорожной карты Минэкономразвития является ответственным за разработку проекта Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», который призван определить понятие обязательного требования, регламентировать процесс разработки и принятия таких требований, установить цели и основные принципы их закрепления в законодательстве, обеспечить закрепление на законодательном уровне механизма отмены с 1 января 2021 г. ранее действовавших обязательных требований.
В целях реализации реформы Подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти утверждены составы 41 рабочей группы по реализации механизма «регуляторная гильотина».
Деятельность рабочих групп будет направлен на участие в формировании новых структур регулирования, подготовке проектов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также других документов в соответствующих сферах общественных отношений.
Актуализация документации по охране труда
До 1 января 2021 года действовало 113 правил по охране труда (ПОТ), а с наступлением нового года их количество значительно уменьшилось, и теперь существует 41 ПОТ. Многие правила были объединены в один документ. Например, правила по охране труда на объектах связи, при обработке металлов и пр.
С 2021 года чиновники отменили больше 100 нормативно-правовых актов, ранее регламентировавших мероприятия по охране труда. В частности, к ним относится 111 СанПиН, отмененный Постановлением Правительства от 08.10.2020 г. № 1631.
Также отменили СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, касающийся требований по использованию компьютеров. Ранее работодатель обязан был оборудовать рабочее место сотрудника, который использует ПК, подставкой для ног, эргономичным рабочим столом и стулом.
Поскольку документ отменен, работодатель должен в инструкции по охране труда для офисных сотрудников внести необходимые корректировки.
Кроме того, нужно убедиться, что все документы по охране труда актуализированы, т.е. в них нет ссылок на источники, которые утратили силу.
Изменения произошли и в самой структуре правил. Теперь там не будет перекрестных ссылок, то есть из текста убрали все, что уже написано в других документах (требованиях СанПиН; технических регламентах, ПДД и пр.). Также исключены гендерные требования, требования к средствам индивидуальной защиты, оказанию первой помощи, медицинским осмотрам. Сейчас в документе прописано только то, что касается непосредственно правил охраны труда.
Такое преобразование содержания правил по охране труда в 2021 году резко повышает требования к специалистам по ОТ. Они должны свободно ориентироваться не только в «своих» правилах, но и в сопутствующих работе предприятия регламентах Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора и др.
Кроме того, во всех ПОТ введена возможность ввода дополнительных требований. Работодатель может их усиливать и совершенствовать. Также добавлена возможность составления документации в электронном виде.
Проведение внеочередной проверки знаний по охране труда
С 2021 года вступили в законное действие 38 новых приказов, изданных Минтрудом, вводящих новые правила по охране труда. В соответствии с ними работодатели обязаны в срочном порядке осуществить внеочередную проверку знаний по охране труда, если у них работают сотрудники, которые относятся к определенной специфике деятельности.
К примеру, деятельность работодателя связана с работами на высоте, погрузочно-разгрузочными операциями и т.д. То есть деятельность напрямую должна быть связана с новыми правилами, начавшими действовать с 2021 года. Это касается сотрудников, именно выполняющих такие условия – по ним требуется провести внеочередную проверку знаний по охране труда.
Работодатель не вправе игнорировать требование по проведению проверки знаний – это обязанность, установленная в новом порядке обучения (Постановление Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 г. № 29).
Если работодатель не выполнит данное требование, его могут оштрафовать на сумму до 130 000 руб. за каждого необученного работника (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Новый проект профстандарта
С 1 сентября 2021 года будет применяться новый проект профстандарта, на основании которого введутся новые должности – младший специалист по ОТ, специалист по ОТ, ведущий специалист по ОТ. Об этом указано в Приказе Минтруда и соцзащиты от 22.04.2021 г. №274н.
Кроме того, будут введены и новые экспертные должности – эксперт по условиям труда, консультант по условиям и ОТ и управлению профессиональными рисками, инструктор по условиям и ОТ.
В соответствии со ст. 217 ТК РФ у специалиста по ОТ должна быть соответствующая подготовка или опыт работы в этой сфере деятельности. А чтобы было соответствие профстандартам, работнику потребуется пройти курсы профессиональной переподготовки.
Профстандарт «Специалист в области охраны труда» регламентирован Приказом Минтруда от 04.08.2014 г. № 524н. Его обязательно применяют в части требований к квалификации данных специалистов.
Типовые инструкции
Эти документы задумывались как полезный инструмент, на базе которого организации должны были делать инструкции именно под свои требования и условия. Как показала практика, в большинстве случаев работники организаций просто на просто переписывали эти типовые отраслевые инструкции, вместо того чтобы на их основе разработать документы с учетом основных особенностей собственного производства.
Сейчас действуют 725 типовых инструкций по охране труда, которые в дальнейшем планируется отменить. Минтруд хочет ввести единую структуру инструкций по охране труда. Это поможет работодателям в их разработке и адаптации.
Показать больше