Фрагмент для ознакомления
2
Понятие деятельности
Главное, сугубо внешнее отличие неживой материи от живой, низших форм жизни от высших, менее развитых существо от более развитых живых существ состоит в том, что вторые гораздо более активны и подвижны, чем первые. Во всех своих формах жизнь связана с движениями, и в процессе её развития приобретает все более совершенные формы двигательная активность. Простейшие, элементарные живые существа значительно более активны, чем наиболее сложно организованные растения. Это непосредственно относится к скорости и разнообразию движений, возможности перемещения в пространстве на разные расстояния. Простейшие могут жить в водной среде, земноводные выходят на сушу, червеобразные живут под землей и на земле, птицы поднимаются в небо. Человек, в свою очередь может создать самому себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара.
Ни одно из живых существ не способно сравниться с человеком по распространению, разнообразию и формам активности. Активность растений ограничена обменом веществ с окружающей средой, у животных активность включает наиболее элементарные формы исследования данной среды и научение, а активность человека самая различная. Помимо всех форм и видов, характерных и для животных, она содержит в себе особую форму, которую принято называть деятельностью [4].
Деятельность принято определять, в качестве специфического вида активности человека, которая направлена на творческое преобразование и познание окружающего мира, включая самого себя и условия существования. Человек в деятельности создает предметы духовной и материальной культуры, развивает свои способности, совершенствует и сохраняет природу, выстраивает общество, образует то, что без его непосредственной активности в природе бы не существовало. Творческий характер человеческой деятельности отражается в том, что посредством ей он выходит за границы своей природной ограниченности, превосходя таким образом свои же обусловленные генотипически возможности. В результате творческого, продуктивного характера своей деятельности человек смог создать знаковые системы, орудия воздействия на природу и самого себя. Пользуясь данными орудиями, он выстроил современное общество, машины, города, с их помощью смог произвести на свет новые предметы потребления, духовную и материальную культуру и в конечном итоге преобразовал самого себя. Исторический прогресс, который имел место за последние десятки тысяч лет, своим происхождением обязан именно деятельности, а не совершенствованию и развитию биологической природы людей [1].
Человек в условиях современности проживает в окружении таких предметов, ни один из которых не выступает сугубо творением природы. Ко всем подобным предметам, в особенности в быту и на работе, в той или иной степени оказались приложенными разум и руки человека, так что их следует считать в виде материального воплощения способностей человека. В них опредмечены достижения разума людей. Усвоение определенных способов обращения с данными предметами, включение их в деятельность выступает собственным развитием человека. Человеческая деятельность всем этим отличается от животных и их активности, которые не способны производить ничего подобного: ни мебели, ни одежды, ни машин, ни орудий труда, ни знаковых систем, ни средств передвижения и т.д. Животные для удовлетворения своих потребностей используют только то, что им предоставляет природа.
Другими словами, деятельность человека отражается и продолжается в творениях, она имеет продуктивный, а не только лишь потребительский характер.
Создав и продолжая совершенствовать и развивать предметы потребления, человек помимо способностей развивает также и свои потребности. Оказавшись напрямую связанными с предметами духовной и материальной культуры, потребности людей приобретают со временем культурный характер.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова, Г.С. Общая психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2013. - 496 c.
2. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. - М.: «Книжный дом «Университет», 2010. - 336с.
3. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 c.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - Москва: «Дело», 2015 – 329с.
5. Маклаков А.Г. Общая психология - СПб.: Питер, 2019. – 510с.
6. Суворова, Г. Психология деятельности / Галина Суворова. - М.: Когито-Центр, 2013. - 457 c.
7. Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 464 c.