Фрагмент для ознакомления
2
Особенностью несказочной прозы является её приуроченность к реальному времени, реальной местности, реальным лицам. Для несказочной прозы характерна невыделенность из потока обыденной речи, отсутствие специальных жанровых и стилевых канонов. Её произведениям свойственна стилистическая форма эпического повествования о достоверном.
Наиболее устойчивым компонентом является персонаж, вокруг которого объединяется весь остальной материал. Важный признак несказочной прозы это сюжет, её содержание. Обычно сюжеты одномотивные, но могут передаваться как сжато, так и подробно. Произведения несказочной прозы способны к смешению двух или нескольких событий при их описании. Иногда образуются сюжетные циклы — вокруг персонажа или события. Многие сюжеты народной несказочной прозы — типологического характера.
Жанры несказочной прозы обычно определяются по характеру содержания произведений. Авторы Зуева Т.В., Кирдан Б.П. в своём труде «Русский фольклор», отмечают, что для раннетрадиционного фольклора были характерны мифы. В классическом фольклоре выделяют следующие жанры: предания, легенды, демонологические рассказы.
Проблема разграничения жанров несказочной прозы — сложная. Это вызвано нечеткостью самого материала, большой гибкостью произведений. Общая и характерная черта народных повествований несказочного характера — непостоянство, текучесть формы. Они легко приспосабливались к местным условиям. Размытость жанровых границ часто приводила ко взаимодействиям жанров несказочной прозы как между собой, так и со сказками. Один и тот же сюжет мог принимать разные формы, периодически выступая в виде былички, легенды, предания или сказки.
Предания – созданный устно, имеющий установку на достоверность рассказ, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предания возникают из рассказов очевидцев или участников описываемых событий. К особенностям данного жанра, по мнению Азбелева С. («Народная проза»), относят отсутствие в своей основе чудесного, именно это отличает легенду от предания. Хотя элементы фантастики могут и встречаться, но они выполняют вспомогательную функцию. Предание излагает свои сведения в форме эпического повествования, оно утверждает или отрицает что-то без колебаний.
По мнению Зуева Т.В., Кирдан Б.П. («Русский фольклор») для преданий характерны ссылки на старых людей, предков. События преданий концентрируются вокруг исторических деятелей, которые независимо от своего социального положения (будь то царь или предводитель крестьянского восстания) предстают чаще всего в идеальном свете. Любое предание исторично в своей основе, потому что толчком к его созданию всегда служит подлинный факт: война с иноземными захватчиками, крестьянский бунт, крупное строительство, венчание на царство и проч. Вместе с тем предание не тождественно реальности.
Среди разных преданий выделяются две большие тематические группы: исторические предания (о памятных событиях и лицах) и географические или топонимические предания (о происхождении названий городов, сел, рек и т.д.).
Легенды – это прозаические произведения, в которых фантастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей (племена, народы, отдельные личности); со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). По мнению Зуевой Т.В., Кирдан Б.П., особенностью легенд является их объяснительная и нравоучительная функция.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьев А. Н. Происхождение мифа, метод и средства его изучения // Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1994. – (Репринт изд. 1865-1869 гг.);
2. Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса. М., 1987.
3. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.
4. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / сост. Ю. Г. Круглов. М., 1986. Раздел «Народная проза», работы: Ф. И. Буслаева «Перехожие повести и рассказы», Б. и Ю. Соколовых «Сказочники и их сказки», Е. М. Мелетинского «Происхождение сказок о младшем брате и их роль в формировании сказочного эпоса», В. М. Жирмунского «К вопросу о международных сказочных сюжетах» (по книге:).