Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема критики современной культуры является одной из главенствующих в современной философской мысли. Большая часть мыслителей приходит к выводу, что современная культура находится в состоянии кризиса и в ней развивается ряд негативных тенденций.
В принципе такое кризисное состояние является обязательным и закономерным этапом в развитии культуры. Культура не может развиваться исключительно в положительном русле. На протяжении своей истории человечество переживало множество кризисов. Некоторые цивилизации погибали, некоторые возрождались к новой, иной жизни. Сама европейская культура в целом родилась как следствие кризисного состояния человеческого духа. Можно поставить такой вопрос: А знала ли культура иное состояние, кроме кризиса? Не состоит ли вся человеческая история сплошь из риска?
В XX веке эта проблема приобретает необычайную остроту. В настоящее время осознание того, что мы переживаем острый, гибельный кризис культуры, проникло в самые широкие слои общества. Социально-экономические катаклизмы, мировые войны, опасность глобального экономического кризиса и ядерной катастрофы – ставят под угрозу существование всего человечества.
Поэтому критика культуры находит весьма своеобразное и разноречивое отражение в сознании западных философов, культурологов, ученых. Бесконечное многообразие точек зрения на ситуацию и перспективы западной культуры, различие идей и концепций, сколь бы они ни были пессимистичны, отнюдь не выражает общей логики развития «единой» идеи кризиса.
Первым начал критику современной европейской культуры Фридрих Ницше, провозгласив «смерть Бога» и «переоценку всех ценностей». Затем эта тема нашла отражение в работах О.Шпенглера, Г.Зиммеля, Й.Хейзинги, К.Ясперса, М.Хайдеггера, Х.Ортеги-и Гассета, Г.Марселя, П.Сорокина, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса и других. Рассмотрим же далее критику современной культуры Г. Маркузе и Ю. Хабермасом. И попытаемся сопоставить эти концепции.
1. Г. Маркузе о современной культуре
Немецкий философ и культуролог Герберт Маркузе (1898-1979) в своем творчестве уделял основное внимание критике современной культуры и критике современного ему индустриального общества. При этом отдельно он останавливался на положении человека в культуре, его концепция «одномерного человека» получила всемирную известность. Наиболее известными работами Г. Маркузе, в которых он рассматривал данные идеи, являются следующие: «Онтология Гегеля и основы теории историчности» (1932), «Разум и революция. Гегель и становление социальной теории» (1941), «Эрос и цивилизация» (1955), «Одномерный человек» (1964), «Конец утопии» (1967), «Эссе о свободе» (1969).
С точки зрения критики культуры наибольший интерес представляет его работа «Одномерный человек»: «Данное произведение является своего рода итогом развития «критической теории». В нем детально рассмотрены противоречия современного индустриального общества, вернее, Маркузе пытается нарисовать картину «развитого индустриального общества», в котором противоречия стерты, и общество, фактически, существует без оппозиции»
Как полагает Г. Маркузе, в современной цивилизации подавляется индивидуальность человека. В современном обществе господствует унификация, которая проявляется в различных сферах: духовной, политической и пр. Современное общество, по мысли философа, это общество, в котором отсутствует оппозиция. Этим оно в корне отличается от предшествующего общества XIX века, в котором господствовали революционные противоречия и антагонистические силы. Раньше в обществе всегда были слои населения, которых не устраивало их положение (например, рабы, крестьяне, пролетариат). В современном обществе возрос уровень жизни и большинство людей уже устраивает их положение. Исключением является небольшое количество людей, оказавшихся на обочине общества.
Поэтому современная культура, современное общество и современный человек становятся «одномерными». «Одномерность» является основополагающей негативной характеристикой современной культуры. «Одномерность» формируется через механизм удовлетворения потребностей, навязанных культурой господствующего класса в целях получения легко управляемой человеческой массы. При этом индивид теряет способность сохранить личностную свободу и автономию, он не может противостоять обществу.
Если прежде общество подавляло потребности большинства, то современное общество и культура способствуют формированию ложных (репрессивных) потребностей. Эти потребности чужды человеку. При этом сам человек может не понимать, что эти потребности не истинные ложные. Их удовлетворение может приносить человеку удовольствие. Ярким примером ложных потребностей, как полагает Маркузе, является следование во всем рекламе, отдых и развлечения. Действительно, в последние десятилетия реклама приобретает все большее значение. Она уже не просто реклама, она становится стилем жизни миллионов людей. Человек обретает себя не в своей самости, своем внутреннем мире, а в вещах, которые он носит, использует, которые окружат его. Отныне не человек господствует над вещами и диктует им свои законы, а наоборот, вещи господствуют над человеком: «Товары поглощают людей и манипулируют ими; они производят ложное сознание, которое невосприимчиво к собственной лжи»
Отдых и развлечения в современной культуре так же теряют свой истинный смысл. Отныне отдых для человека является компенсацией за
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ветюгова Ю.С. Ю. Хабермас о кризисе философии в современной культуре. //Исторические, философские, политические и юридические науки. Культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. - №6 –1 (32). - с.39-41
2. Горский Д. Феномен «одномерного человека» и медиатизация общества. // Общественные науки: Массовая коммуникация. ... Человек. Культура. Общество: материалы. IX научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов факультета философских и социальных наук БГУ. Минск, 18 апр. 2012 г. – Минск: БГУ, 2012. - С.15-16
3. Гуревич П.С. Культурологи. Учебник для вузов. – М.: Проект, 2003. – 336 с.
4. История философии: Запад – Россия – Восток. Книга четвёртая. Философия XX в.- М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1999.- 448 с.
5. Кимелев А.Ю., Поляков Н.Д. Концепция общества Юргена Хабермаса. // Современные социологические теории общества / РАН. ИНИОН; Сост. и науч. ред. Н. Л. Поляковой. - М.: ИНИОН, 1996. - 186 с.
6. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.
7. Маркузе Г. Одномерный человек. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/docs/markuze_odnomerny_chelovek.pdf Дата обращения: 18.04.2018
8. Мотрошилова Н. Юрген Хабермас: Что происходит с Европой? // Современная Европа. – 2008.- №4(36). – С.19-32
9. Чекушкина Е.Н. Коммуникативная теория Ю. Хабермаса и культура информационного общества. // Теория и практика общественного развития. – 2014. - №1. - с.25-27
10. Чернышева А.В. Генезис культурологической мысли. Концепции культуры в их исторической ретроспективе: Учебное пособие. М.: МГОУ, 2008. – 324 с.
11. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб.: Наука, 2001. - 380 с.
12. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. - М.: Весь Мир, 2003. - 416 с.
13. Хинтибидзе Ц.Ч., Горозия В.Е. Маркузеанская критика западной цивилизации. // Человек. Государство. Глобализация, Выпуск 3 / Сборник философских статей. Под ред. В.В. Парцвания. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. - C.279-295.