Фрагмент для ознакомления
2
Общая характеристика классической Эпохи Просвещения
Основные идеи этой эпохи.
1) Преклонение перед разумом. Господствующим мировоззрением становится рационализм, согласно основным положениям которого, инструментом познания является разум, а ощущения и опыт имеют второстепенное значение.
2) Сциентизм, утверждающий, что научное знание – культурная высшая ценность и достаточное условие для ориентации человека в мире.
3) Деизм, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.
4) В качестве идеала государственного устройства принимался просвещенный абсолютизм, предполагающий хорошее знакомство монарха с философскими идеями своего времени.
Развитием рационализма стала познавательная установка «рациональности научной» основывающаяся на следующих основополагающих принципах:
1) исключение из процесса познания любых субъективных привнесений;
2) недопустимость апелляций к сверхъестественному;
3) ориентация на обнаружение естественных причин объективных явлений «исходя из их собственной природы»;
4) последовательная приверженность логике;
5) согласование познавательных процедур с соответствующими нормами и правилами. Идеалистический рационализм рассматривает разум как специфическую сущностную характеристику человека, которая отделяется от его обладателя и наделяется самостоятельным существованием. Материалистический рационализм связывает законосообразное устройство мира с внутренне присущими материи свойствами.
Согласно сциентизму научное знание – высшая культурная ценность, достаточное условие для ориентации человека в мире и убежденность в абсолютном духовном лидерстве науки в общей сфере культуры. Сциентизм – это мировоззрение, согласно которому научная рациональность обладает безусловным превосходством над другими формами духовности.
Деизм утверждает, что Бог сотворив мир, не принимает в нем дальнейшего участия, не вмешивается в закономерное течение его событий. Такая концепция открывает широкие возможности перед наукой, поскольку Бог не вмешивается в протекание естественных процессов и их исследование.
Согласно просвещенному абсолютизму монарх должен хорошо знать философские идеи своего времени, что соответствует идеалу этой эпохи.
В эпохе Просвещения можно выделить два ключевых периода:
1) 1680-1715
2) 1730-1770 гг.
Философия эпохи Просвещения
Основным девизом этой эпохи следует считать: «Имей мужество пользоваться собственным умом». Просвещение продолжило развитие двух основных философских направлений Нового времени: эмпиризма (Дж. Беркли, Д. Юм) и рационализма (Х. Вольф). Однако центральное место в философии эпохи Просвещения занимают просветители, философия которых зародилась в Англии (Дж. Локк), но получила особенно широкое развитие во Франции, США, а также в Германии, России. Среди французских философов просветителей следует отметить Ш. Монтескье, Вольтера, Ж. Руссо , Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеция, Э. Кондильяка, П. Гольбаха, среди американских – Б. Франклина, Т. Пейна, Т. Джефферсона. Видными английскими просветителями были Дж. Толланд, М. Тиндаль, Б. Мандевиль, а наиболее известными немецкими просветителями являются Г. Лессинг, И. Кант. Наиболее известными просветителями России были Н.И. Новиков, А.Н. Радищев.
Эпоху Просвещения часто называют веком философии, поскольку в этот период были развиты представления о «естественном праве», «естественной религии», «естественном индивиде», разработана «Декларация прав человека и гражданина», а во Франции издана «Энциклопедия» в 30 томах – первая в истории человечества.
В концепции «естественного права» – юснатурализма (от лат. «юс» – право) основой всех взаимоотношений первоначально признавались Природа, Бог и Обычай (триада Гроция). Природность этих трех начал постепенно становилась гомогенной и социальной. Обычай от природосообразности перешел в юридическую историю, в сферу культуры; божественная воля перестала превышать рациональный природный разум, способный самостоятельно открывать правила справедливости. У поздних юснатуралистов не сама по себе природа, а природа человека стала главным началом естественного права. Рациональность человека – это его разумность: юснатурализм готовил просветительскую концепцию разума. Естественным позитивное право становится благодаря вытеснению субъективной рациональности «факта» и замене её объективной рациональностью природосообразности. Этим завершается соревнование природы и воли.
Естественная религия – религия «здравого смысла», или «религия разума», «являющейся суммой наиболее общих представлений (существование высшего начала и т.п.), выводимых из «человеческой природы» и не нуждающихся в авторитете Священного Писания и Церкви.
Основные просветительские идеи были сформулированы Вольтером и Ж.Ж. Руссо. Вольтер, исходя из существования непознаваемого Бога как первопричины материального мира, осуществил синтез положений деизма, материального и идеального миров. Природу он, как и Ньютон, рассматривал по аналогии с огромным часовым механизмом, где все неорганические и органические части движутся благодаря первоначальному механическому толчку, осуществленному некоторой внешней силой. Он не считал движение основным атрибутом материи, предпочитая ему нематериальный принцип действия. Таким образом, целесообразность и совершенная гармония мира обеспечиваются действиями разумного существа. Бог не вмешивается в дела людей и человеческая история дело рук их самих, также как и окружающее их зло.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Анкерсмит Ф.Р. Возвышенный исторический опыт. М.: Европа, 2007. 612 с.
2) Арутюнов Г., Музыка для глаз // Отечество. — 2004. — N 8. — С. 25-30
3) Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979. 237 с
4) Длугач Т.Б. Просвещение // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. III. – М.: Мысль, 2001. – С. 366-367.
5) Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Соч.: В 8 т. Т. 2. М.: Чоро, 1994. С. 85–143
6) Кожевников Н. Н., Данилова В. С. Эпоха Просвещения: от кризиса к возрождению//ВЕСТНИК СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М.К. АММОСОВА. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. 2018. № 3. С. 51-59
7) Колесникова О., Театр Гонзаги в Архангельском // Русское искусство. — 2011. — N 1. — С. 76-80
8) Ноженко А. С. Язык эстетической культуры Просвещения: от прекрасного к возвышенному//ПРЕПОДАВАНИЕ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР В ПАРАДИГМЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 245-254
9) Русский театр и общественное движение : (конец XVIII - начало XX века) : сборник научных трудов. — Ленинград : [б. и.], 1984.
10) Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права / Руссо Жан Жак; Пер. с фр. А. Д. Хаютина, В. С. Алексеева-Попова // Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре.-М., 1998.-С. 195-322
11) Хатчесон Ф. Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели. В двух трактатах. // Хатчесон Ф. и др. Эстетика. М.: Искусство, 1973. С. 41–270
12) Шефтсбери Э.Э.К. Моралисты. Философская рапсодия, состоящая в рассказе о некоторых беседах на темы природы и морали. // Шефтсбери. Эстетические опыты. М.: Искусство, 1974. С. 77–237.
13) XVIII век : [сборник]. Стихотворная комедия. Комическая опера. Водевиль конца XVIII - начала XIX века Т. 1, 1990.