Фрагмент для ознакомления
1
1.2 Документ описания требований
1.2.1 Предварительные замечания к проекту
Цели и рамки проекта
Целью создания информационной системы (ИС) для отдела кадров яв-ляется автоматизация бизнес процессов подразделения, которая должна поз-волить[3]:
повысить безопасность хранения данных;
ускорить время решения задач;
повысить эффективности делопроизводства подразделения.
Участники проекта
Пользователями ИС являются:
сотрудники отдела кадров, которые выполняют основные функ-ции подразделения;
системный администратор, который выполняет контроль функци-онирования ИС;
программисты, которые выполняют модификацию ИС, решение новых задач.
Идеи в отношении решений
Постоянно растущая конкуренция вынуждает руководителей компаний искать новые методы управления, направленные на повышения рентабельно-сти своей деятельности, внедрять новые методы управления в кадровый учет. Особую роль в этом играют информационные технологии, которые должны обеспечивать поддержку всех прогрессивных нововведений. Более того, зача-стую новые подходы к управлению предприятиями изначально ориентируют-ся на возможности современных информационных технологий и практически неосуществимы без использования компьютерных систем.
Для информационного обмена между компонентами ИС должна ис-пользоваться клиент-серверная архитектура. В этой концепции подразумева-ется, что помимо хранения централизованной базы данных сервер баз данных должен обеспечить выполнение основного объема обработки данных. Запрос на выборку данных порождает поиск и извлечение данных на сервере. Из-влеченные данные транспортируются по сети от сервера к клиенту. Огромным преимуществом «клиент-серверной» организации является ее масштабируе-мость, способность к развитию, что необходимо для дальнейшей модерниза-ции проектируемой системы.
К основным достоинствам «клиент-серверной» архитектуры относят следующие[3]:
– для работы с данными используется реляционный способ доступа, что снижает нагрузку на сеть;
– приложения не управляют напрямую базой, этим занимается только сервер.
Обзор документа
Документ для описания требований кроме текущего содержит еще три подраздела. Во втором подразделе представлены характеристики функцио-нального обеспечения ИС и определяются требования к данным.
В третьем разделе описаны системные ограничения на ИС, а именно требования к различным элементам ИС: к интерфейсу, производительности, безопасности, условиям эксплуатации и др.
В четвертом разделе рассматриваются вопросы проектирования ИС.
1.2.2 Системные сервисы
Рамки системы
ИС предназначена для автоматизации бизнес-процессов отдела кадров. Доступ к данным будет предоставляться сотрудникам аппарата управления, руководителям всех подразделений для обеспечения связи с отделом кадров.
Функциональные требования
В состав ИС входят следующие подсистемы:
подсистема ведения БД, которая предназначена для ввода, редакти-рования, сохранения данных о сотрудниках, о их заявлениях, приказах по от-делу кадров, записях трудовых книжек, нормативно-справочную информа-цию.
подсистема прием на работу, предназначенную для автоматизиро-ванного сопровождения процесса приема на работу;
подсистема увольнения сотрудников, автоматизирующую сопро-вождение процесса увольнения сотрудников;
подсистема формирования штатного расписания;
подсистема формирования графика отпусков;
подсистема обработки запросов пользователей;
подсистема ведения трудовой книжки, которая предназначена для работы с электронной трудовой книжкой
подсистема администрирования.
Требования к данным
Данные ИС структурированы и представляют собой БД, которые со-держат:
сведения о персонале;
сведения по трудовым книжкам;
сведения об отпусках;
сведения по штатным единицам;
сведения о заявлениях;
сведения о приказах по отделу кадров и др.
1.2.3 Системные ограничения
Требования к интерфейсу
ИС должна иметь дружественный интерфейс с пользователем, быть лег-ко масштабируема и пригодна к применению в течение долгого времени.
Требования к надежности и безопасности
Требования к надежности заключаются в обеспечении возможности восстановления системы после сбоев и правильная реакция на ошибки поль-зователей. В случае сбоя системы необходимо, чтобы она могла восстановить работоспособное состояние в небольшой промежуток времени, обеспечить сохранность и целостность данных, с которыми непосредственно работает си-стема, а также достоверность и целостность данных, обрабатываемых во вре-мя обнаружения сбоя. Поэтому для обеспечения надежности необходимо наличие источников бесперебойного питания, резервных копий базы данных на разных магнитных носителях. Также необходимо предусмотреть защиту данных от ошибок и несанкционированного доступа. В системе должна быть реализована возможность верификации данных, вводимых пользователем, а также по возможности ограничения значений вводимых параметров стандарт-ными наборами – списками, масками ввода.
Локальная вычислительная сеть должна гарантировать высокую степень защиты, безопасности и производительности своей работы, гибкую систему управления пользователями.
Для обеспечения безопасности предполагается оснастить разрабатывае-мую информационную систему контролем доступа к данным, на основе вве-дения уникальных идентификационных паролей и системой соответствующих логинов.
Эксплуатационные требования
Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению подсистемы включают в себя предоставление инструкций, методи-ческих и нормативных материалов по использованию и эксплуатации инфор-мационной системы. Технические средства подсистемы должны быть уста-новлены так, чтобы обеспечивалась их безопасная эксплуатация и техниче-ское обслуживание. Для сопровождения технических средств в процессе экс-плуатации необходимо привлечение специалистов по обслуживанию компью-терной и оргтехники. Система предназначена для эксплуатации в закрытом помещении, отвечающем требованиям свода санитарных норм и правил для оператора персонального компьютера. Устройство хранения данных должно быть защищено от внешних физических воздействий.
Требования к защите информации от несанкционированного доступа
Информационная система должна соответствовать требованиям к защи-те информации от несанкционированного доступа. Система должна иметь раз-граничения прав доступа к данным в соответствии с функциями пользователя.
Эксплуатацию и контроль за правильной работой подсистемы должен обеспечивать системный администратор. На предприятии для каждого поль-зователя назначены логины и пароли для входа в систему. Таким образом, будет обеспечиваться защита информационной подсистемы от несанкциони-рованного доступа.
Политические и юридические требования
На всех этапах проектирования и разработки ИС необходимо опирать-ся на совокупность правовых норм, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
При проектировании, создании ИС и оформлении документации следу-ет учесть следующие стандарты:
ГОСТ 34.601-90 – «Информационная технология. Комплекс стан-дартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Ста-дии создания»;
ГОСТ 34.602-89 – «Информационная технология. Автоматизиро-ванные системы. Техническое задание на создание автоматизированной систе-мы»;
ГОСТ 34.603-92 «Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем».
1.2.4 Проектные вопросы
Открытые вопросы
При проектировании ИС возможно появление проектного риска, свя-занного с кадровым составом. Для реализации необходима группа програм-мистов высокой квалификации. При недостаточном количестве или квалифи-кации возможно отставание от графика, недостаточность финансирования.
Возможно возникновение технических рисков. На всех этапах проекти-рования какие-то элементы могут оказаться технически сложными. В разра-ботке интерфейсов, при тестировании разработанной программы продукции. Сюда же относятся технические неточности в документации, нечеткость тех-нологических ограничений. Эти риска связаны с недостаточным первоначаль-ным пониманием сложности проблем, которые придется в дальнейшем ре-шать.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Буч, Грейди Язык UML. Руководство пользователя / Грейди Буч , Джеймс Рамбо , Айвар Джекобсон. - М.: ДМК, 2015. - 432 c.
2 Гома, Хассан UML. Проектирование систем реального времени, па-раллельных и распределенных приложений / Хассан Гома. - М.: ДМК Пресс, 2016. - 700 c.
3 Данелян, Т. Я. Экономические информационные системы (ЭИС) предприятий и организаций / Т.Я. Данелян. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 284 c.
4 Леоненков, А. В. Объектно-ориентированный анализ и проектирова-ние с использованием UML и IBM Rational Rose / А.В. Леоненков. - Москва: Гостехиздат, 2006. - 320 c.
5 Что такое архитектура ЦОД?// https://community.fs.com/ru/blog/what-is-data-center-architecture.html. Режим доступа: 12.03.2023