Фрагмент для ознакомления
2
В "Слове о полку Игореве" природе отведено особое место в жизни героев произведения. Это не просто пейзажные зарисовки. Перед природой в "Слове..." стоит несколько задач. С помощью природных явлений, животных и птиц создаются образы героев произведения. Природа - это своего рода слово автора, его отношение к происходящему, он как бы говорит через нее. Но природа - это еще и центральный образ в "Слове о полку Игореве", чуть ли не главный герой, который принимает непосредственное участие в жизни людей, сопровождая все их поступки. Это покровитель, защитник и родитель, который оберегает своих детей от несчастий. Она является союзником и сторонницей российской армии.
На момент написания "Слова..." человек не отделял себя от природы, поэтому старался прислушиваться к ее знакам, которые удивляли и пугали одновременно. Автор, сливаясь в произведении с человеческой природой, призывает русский народ объединиться и жить в гармонии друг с другом. Неслучайно в "Слове..." так часто встречаются языческие образы, которые также органично вплетены в повседневную жизнь людей, их чувства и переживания. Следовательно, плач Ярославны звучит не в момент пленения Игоря, а непосредственно перед его спасением. Это не просто плач, это заклинание, на которое природа откликается и защищает человека, оберегает и помогает.
Автор, соединяясь с природой, часто сравнивает человека с птицами и животными, создавая яркие образы героев с помощью аллегории. Более того, животные выражают как темные, так и светлые стороны.
Во всем своем многообразии предстает перед читателем образ князя Игоря. Автор сравнивает его с белкой-горностаем, такой же проворной и порывистой; с Гоголем, надменным, гордым, дородным; с ветром при езде верхом на лошади. Игорь представлен серым волком, который может быть как отрицательным, так и положительным героем в русской сказке. Но князь наделен волчьей силой и мужеством, необходимыми для победы над врагом и защиты России.
Автор называет Игоря соколом, который хочет раз и навсегда победить половцев, чтобы остановить вражеские набеги на его родную землю. В образе сокола – честь и мужество истинного патриота, он вьется над землей, защищая Россию. А сокол - это муж Ярославны, дорогой ее сердцу. Именно так издревле называли девушек возлюбленного.
Автор "Слова о полку Игореве" наделяет чертами живого и неживого мира и Ярославну. Отбивая чечетку, она летит спасать принца, кричит так же резко и громко, страдая за своего мужа. Подобно кукушке, Ярославна, переполненная страданием, рыдает над телом Игоря, пытаясь привести его в чувство. И она зовет на помощь, как лебедь.
Несомненно, автору прекрасно удалось передать картину мира русского человека своего времени. Но главная идея заключается в том, что родная природа - мудрая, гуманная, милосердная хранительница своей земли. Она есть во всем, и все есть в ней, ее задача - призвать власти прекратить кровопролитную и братоубийственную войну, начать жить в мире и взаимной любви.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
2. Прокофьев Н.И. «Слово о полку Игореве»: космические мотивы, земная природа и человек. В книге: «Слово о полку Игореве». (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.
3. Прокофьев Н.И. «Слово о полку Игореве». Статья. В книге: «Слово о полку Игореве». (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.
4. «Читаю «Слово о полку…»». (Под ред. И.Шкляревского). Москва,1991.
5. «Слово о полку Игореве» (Под редакцией Н.В.Беляковой, Н.З.Левинской, Г.Е.Гафт). Москва, 1978.
6. Лихачев Д.С. вступительная статья, дословный и объяснительный перевод с древнерусского языка «Слова о полке Игореве». В книге: «Слово о полку Игореве».(Под ред. Н.В.Беляковой, Н.З.Левинской, Г.Е. Гафт). Москва 1978.
7. Лихачев Д.С. «Свет и тьма» в «Слове о полку Игореве». Статья. В книге «Слово о полку Игореве» и культура его времени. (Под ред. Д.С. Лихачева). Москва,1985.
8. Рогачевская Е. «Жанровая система древнерусской литературы». В книге: «Древнерусская литература. Книга для чтения». Москва, 1993.