Фрагмент для ознакомления
2
Теорию общественного договора либо естественно-правовую сформулировали работы раннебуржуазных мыслителей, и она получает распространение в XVII-XVIII веках. Теория общест¬венного договора противостоит феодально-сослов¬ному государству, имеющемуся в обществе произволу, нера¬венству народа перед законами .
Естественно‐договорная теория – это одна из теорий происхождения государства, в основе, которой лежит создание юридического акта – общественного договора, созданного в целях делегирования власти народом государству.
Изначально люди существовали в варварском обществе, каждый его член преследовал лишь собственные интересы и не считался с интересами других, что, естественно, приводило к конфликтам. В связи с этим возникла угроза самоуничтожения, и чтобы избежать этого, люди заключили общественный договор, где ради взаимного благополучия каждый отказался от части своих интересов и свобод. В итоге был основан институт общих интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.
Стоит отметить, что, согласно этой теории, именно наличие общественного договора является главным отличием государства от первобытного общества.
Одним из основателей и самый авторитетный сторонник договорной теории в Новое время являлся английский философ-материалист Т. Гоббс.
Т. Гоббсом создана концепция государственных властей, в качестве исходного импульса которой становятся гуманистические идеи могущественного, просвещенного правителя в качестве гаранта поддержки здоровья в политическом теле, в качестве которого выступало, по его мнению, государство. Переведенные на язык политических трактатов, данные идеи превращались в идеи сотрудничества королевских властей с советами. Он был категорически настроен против всего, что угрожало государственному могуществу – сепаратизма феодальной знати, народных восстаний либо религиозных распрей. И наоборот, что, с его слов, могло упрочить государственное могущество, находит с его стороны решительную поддержку.
Данные идеи Т. Гоббс развивал в своей работе «Левиафан». Данный труд состоит из 4 частей. Первая часть содержит учение о человеке. Вторую он посвящает происхождению и сути государства. В третьей и четвертой частях содержится критика притязаний церкви на власть и самостоятельность по отношению к государству.
Т. Гоббс определяет государство в качестве инструмента для достижения мира и безопасности. В качестве цели он обозначает обеспечение безопасности. Государство, с его слов, это единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя при помощи взаимного договора между собой большое число людей, для того, чтобы данное лицо использовало силу и средства каждого так, как считает нужным для их мира и общей защиты. Данный вывод сделан на основании следующих соображений. Люди от природы «любят свободу и господство над другими».
Т. Гоббс говорил о том, что изначально человек был в «естественном состоянии человеческого рода» и государств не было. В это же время все обладали «правом на все», в том числе на жизнь других людей. И в результате того, что человеку присущ эгоизм, страх, жадность, честолюбие, жажда власти, наживы и так далее, все это приводит к «войне каждого против каждого» . Указанная позиция была изложена в известной работе под названием «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Кленкина О.В., Дик Т.А. Естественно-договорная теория происхождения государства // Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. 2020. № 1 (17). С. 22-23.
2. Музыканкина Ю.А., Донгак С.О. Договорная теория происхождения государства // В сборнике: Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы сборник статей III Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2020. С. 80-82.
3. Петров И.В. Договорная теория происхождения государства и права и ее воплощение в древнерусских летописных сводах // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. - № 5. С. 132-135.
4. Петров И.В. Договорная теория происхождения государства и права // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 5-1. С. 121-123.
5. Шадрина Е.Н. Общественный договор Томаса Гоббса: историко-философская реконструкция концепции // Вестник Вятского государственного университета. - 2020. - № 7. - С. 13-20.