Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа
Письменный анализ обрядовых текстов
Подготовить письменный анализ обрядовых песен, опираясь на классификацию Ю.Г. Круглова (Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. М., 1982.):
а) связь произведения с обрядом;
б) бытовая и идейно-эстетическая установка произведения;
в) система образов, её мифологическая основа;
г) композиционная форма произведения и её подчиненность идейному замыслу произведения;
д) человек и природа, композиционные приёмы, благодаря которым внутренний мир человека раскрывается в соотнесении с природой;
е) языковые средства изображения в произведении;
ж) средства эмоциональной выразительности;
з) вывод относительно жанра может быть дан в начале, а потом подтвержден анализом текста.
Тексты для анализа:
1
При вечере было вечериночке,
Да как при Нюрином девишничке,
Да при Ивановом парнишничке,
Да что при Нюрином девишничке,
Да при Ивановом парнишничке,
Да при Петровичем парнишничке.
Да прилетал ясен сокол,
Ой, да прилетал ясен сокол.
Да он садился на окошечко,
Да на окошечко косящето,
На косящето да на окошечко,
Да на причалинку золочену.
Да тут увидела-от, усмотрела,
Да тут увидела, усмотрела
Да что ведь Нюрина-то мамынька,
Да что ведь Нюрина-то мамынька.
– Да ты, дитё, ли моё дитятко,
Да ты, дитё, ой, ли моё дитятко,
Да ты, дитё, ли чадо милое,
Да ты, дитё, ой, ли чадо милое,
Да приголубь доброго молодца,
Да приголубь доброго молодца,
Да добры молодца заезжего,
Да добры молодца заезжего.
– Да я бы да приголубила его,
Да я бы да приголубила его,
Да подсеклись резвы ноженьки,
Да подсеклись резвы ноженьки,
Да опусти… опустились белы рученьки.
Текст печатается по книге: Фольклор Западной Сибири / сост. Т. Г. Леонова. Вып. 1. Омск, 1974. № 112, зап. В. Назаровой и О. Свешниковой в д. Верхние Уки Большеуковского р-на.
Анализ
а) Связь произведения с обрядом: Данная песня связана с обрядом вечеринки, организованной для молодых людей и девушек.
б) Бытовая и идейно-эстетическая установка произведения: В песне описывается веселая атмосфера вечеринки, на которой молодежь знакомится и влюбляется. Главной идейно-эстетической установкой произведения является восхищение красотой и юношеской страстью.
в) Система образов, ее мифологическая основа: Образы, используемые в песне, связаны с реальной жизнью молодежи. Они не имеют мифологической основы.
г) Композиционная форма произведения и ее подчиненность идейному замыслу произведения: Песня имеет строфическую форму, что позволяет удерживать внимание на основной идее произведения. Текст песни имеет простую композицию, которая подчинена идее восхищения юношеской страстью.
д) Человек и природа, композиционные приемы, благодаря которым внутренний мир человека раскрывается в соотнесении с природой: В песне нет явных композиционных приемов, которые раскрывали бы внутренний мир человека в соотнесении с природой.
е) Языковые средства изображения в произведении: Автор использует повторение мотива «Да при», что помогает создать ритмичность в песне. Также в тексте песни использованы различные грамматические конструкции для создания эффекта насыщенности.
ж) Средства эмоциональной выразительности: В песне используется повторение мотива, что добавляет в песню ритмичности и эмоциональности. Кроме того, повторение слов и фраз в песне помогает усилить эмоциональный эффект.
з) Вывод относительно жанра: Песня, представленная в тексте, относится к жанру обрядовых песен, которые исполнялись на различных обрядах, в данном случае на девишнике. Обрядовые песни служили для создания особой атмосферы и передачи информации о ритуале, а также для создания единства и сопричастности участников обряда.
2
То ты, дружка, хорошенький,
То ты, дружка, пригоженький.
Дружка часты речи говорит,
Он горазд приговаривать и наговаривать.
Посажу дружка на ножку –
Он сапожком,
Посажу дружка на речку –
Он гогольком,
Посажу дружка на ручку –
Он перстеньком.
Печатается по книге: Фольклор Западной Сибири / сост. Т. Г. Леонова. Вып. 1. Омск, 1974.ФЗС, № 151, зап. Г. Амвросимова и Р. Конева от М. С. Рачковой в д. Верхние Уки Большеуковского р-на.
Анализ
а) Данное произведение имеет яркую связь с обрядом. В тексте упоминаются конкретные образы и действия, связанные с обрядами: посадка на ножку, речку и ручку.
б) Бытовая установка произведения заключается в описании действий, связанных с обрядами. Идейно-эстетическая установка произведения не выражена явно.
в) Система образов в тексте представлена тремя главными образами - ножкой, гоголькой и перстеньком. Мифологическая основа образов не выявляется в тексте.
г) Композиционная форма произведения представляет собой повторяющиеся строчки, а подчиненность идейному замыслу произведения не выражена.
д) В тексте проявляются композиционные приемы, которые позволяют раскрыть внутренний мир человека в соотнесении с природой. Так, дружок может стать сапожком, гоголькой или перстеньком, что символизирует его превращение в различные природные объекты.
е) Языковые средства изображения в тексте представлены простым языком, метафорами и символами.
ж) Средства эмоциональной выразительности в тексте не выражены явно.
з) Произведение представляет собой короткую обрядовую песню, которая содержит образы и действия, связанные с обрядами.
Таким образом, произведение "То ты, дружка, хорошенький" имеет связь с обрядом, содержит образы, связанные с природой, и использует языковые средства, такие как метафоры и символы. Средства эмоциональной выразительности не выражены явно, а композиционная форма произведения представляет собой повторяющиеся строчки, не выраженные идейным замыслом.
Показать больше