Фрагмент для ознакомления
1
План
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Международные правовые акты как источники муниципального права РФ 4
2.Прекращение действия Европейской хартии местного самоуправления в РФ (с 16 марта 2023 года) 8
3.Значение Европейской хартии для развития местного самоуправления в РФ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что международные договоры РФ считаются источником муниципального права, если они содержат правовые нормы местного самоуправления, международный договор признан обязательным для РФ, международный договор ратифицирован и официально издан федеральным законом РФ . Такие международные договоры следует использовать для сравнительного исследования с национальным законодательством с целью выявления общих черт и различий и совершенствования правовой системы местного самоуправления в России.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере источников муниципального права.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, касающихся правовых особенностей международно-правовых источников муниципального права.
Целью исследования является анализ международно-правовых источников муниципального права.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть международные правовые акты как источники муниципального права РФ;
2.определить особенности прекращения действия Европейской хартии местного самоуправления в РФ (с 16 марта 2023 года);
3.исследовать значение Европейской хартии для развития местного самоуправления в РФ.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные, частно-научные и специальные методы.
1.Международные правовые акты как источники муниципального права РФ
Под источниками муниципального права понимается система нормативных правовых актов общего и специального характера, включающая нормы муниципального права, а также совокупность правовых обычаев, традиций и прецедентов, применяемых при осуществлении местного самоуправления. Общими источниками являются Конституция РФ.
Общий характер этих источников объясняется тем, что в них закреплены основные нормы-принципы местного самоуправления. Более детальная нормативная система муниципального права закреплена в нормативных актах специального характера .
К специальным источникам относятся федеральные законы, касающиеся создания и развития муниципальных образований, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
К специальным источникам также относятся нормативные правовые акты субъектов РФ и акты, принятые в системе местного самоуправления. Как правило, обычаи носят локальный характер. Их можно отнести к источникам только на муниципальном уровне.
Источники муниципального права также можно классифицировать по уровням. В настоящее время существует четыре уровня:
-нормативные правовые акты РФ, которые делится на две части .
Первая часть - это Конституция РФ, принятая на референдуме. В этом заключается особый характер данного источника муниципального права. Вторая часть состоит из нормативных актов законодательных органов РФ, Президента РФ и Правительства РФ. В эту группу можно отнести юридический прецедент;
-нормативные правовые акты субъектов РФ составляют вторую группу источников;
-международные правовые акты составляют третью группу источников;
-нормативные правовые акты и обычаи, принятые в системе местного самоуправления, составляют четвертую группу.
В соответствии с Федеральным законом от 28 февраля 2023 года № 43-ФЗ в связи с прекращением членства РФ в Совете Европы с 16.03.2022 Конвенция о защите прав человека и основных свобод и ряд Протоколов к ней считаются прекратившими действие в отношении РФ.
16 сентября 2022 г. закончилось участие России в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поэтому Российская Федерация не может быть привлечена к ответственности в ЕСПЧ за действия или бездействие, которые могут представлять собой нарушение Конвенции (Резолюция ЕСПЧ "О последствиях прекращения членства РФ в Совете Европы в свете статьи 58 Европейской конвенции о правах человека" (принята 21.03.2022 - 22.03.2022г.).
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) является судебным органом Совета Европы, учрежденным в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме 04 ноября 1950 года) ("Конвенция") (статья 19 Конвенции). Как высший судебный орган, Суд следит за выполнением Конвенции государствами-участниками, рассматривая жалобы на несоблюдение ими своих обязательств по Конвенции.
ЕСПЧ действует на постоянной основе (ст.19 Конвенции) и имеет в своем составе такое же количество судей, как и количество вышестоящих государств-участников (ст.20 Конвенции).
Таким образом, Россия перестанет быть участником Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 16 сентября 2022 года.
Окончательная дата прекращения действия Конвенции в отношении россиян - 16 сентября 2022 года - была определена Комитетом министров Совета Европы (КМСЕ) в марте 2022 года при обсуждении последствий присоединения России.
Присоединение России к Конвенции, которая была ратифицирована Россией в 1998 году, позволило россиянам подавать жалобы в ЕСПЧ. Отныне Суд перестанет рассматривать поданные Россией жалобы на действия, совершенные после 16 сентября 2022 года.
Российские власти приняли закон об отказе исполнять постановления ЕСПЧ, вступившие в силу после 15 марта 2022 года, когда Россия перестанет быть членом Совета Европы.
К концу 2021 года ЕСПЧ вынес в общей сложности 3 116 постановлений против России. Таким образом, всего за два десятилетия страна стала лидером по числу нарушений прав человека, зафиксированных Судом: каждое восьмое постановление в истории ЕСПЧ было вынесено против России (около 13%); больше постановлений ЕСПЧ вынесла только Турция - 3820. Турция ратифицировала Конвенцию на 48 лет раньше России.
15 сентября ЕСПЧ вынес 50 постановлений против России. Некоторые из них касаются нарушений прав фигурантов расследований. Например, в деле "Советов и другие против России" (13 заявителей) ЕСПЧ вновь отметил недопустимость содержания обвиняемого в "клетке" внутри зала суда; еще шести заявителям ЕСПЧ присудил по 1 000 евро за то, что их при недопустимых обстоятельствах перевели в камеру милиции. ЕСПЧ также присудил 7 500 евро Вячеславу Литвинову из Мурманской области по делу о незаконном прослушивании телефонных разговоров сотрудниками полиции. Другие решения касались случаев необоснованного административного задержания, чрезмерно длительных сроков содержания под стражей и круглосуточного видеонаблюдения за заключенными.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный закон от 28.02.2023 № 43-ФЗ "О прекращении действия в отношении РФ международных договоров Совета Европы" // Собрание законодательства РФ. – 2023. - № 10. - Ст. 1566
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) // Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, № 2, ст. 163/ (Документ прекратил действие в отношении России с 16 марта 2022 года (Федеральный закон от 28.02.2023 № 43-ФЗ. Россия перестает являться Высокой Договаривающейся Стороной данной Конвенции 16 сентября 2022 года (Резолюция ЕСПЧ от 22.03.2022).
4. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985). Документ ратифицирован Федеральным законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления" // СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695. Документ вступил в силу для России - 01.09.1998. Документ утратил силу для России - 16.03.2022 (Федеральный закон от 28.02.2023 № 43-ФЗ).
5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 40. - Ст. 3822
6. Валентик О.Н. Европейская Хартия и новый вектор муниципальной реформы в Российской Федерации. 2022 г.
7. Казаков В. Н. Теория государства и права [Текст] : учебник / Казаков В. Н. ; Российская акад. адвокатуры и нотариата. - Москва : РААН, 2015. - 362 с.; 21 см.; ISBN 978-5-93858-086-2 : 500 экз.
8. Малахов В.П. Теория государства и права : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Малахов В.П., Горшенёва И.А., Иванов А.А. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 159 c. - ISBN 978-5-238-01517-0. - Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/81691.html (дата обращения: 06.04.2023)
9. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2018. – С.102.
10. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник/ Л.Ф. Апт [и др.].- М.: Российский государственный университет правосудия, 2014.- 560 c.