Фрагмент для ознакомления
2
Проект, замысел и тактика экспериментального исследования, воплощенная в конкретной системе операций планирования эксперимента. Основными критериями классификации планов являются: - количество групп; - количество независимых переменных и вариантов их.
2. Общий цикл эксперимента.
Любой вид экспериментального психологического исследования имеет в своем составе относительно логически законченные части, которые носят название “этапы исследования”. Условно можно выделить четыре этапа:
подготовительный, или организационный
основной, или этап исполнения исследования
этап обработки полученных данных
этап анализа и интерпретации результатов исследования
3. Планирование действий - это то, что вы делаете при условии, что вы знаете, чего хотите достичь, следовательно, вам нужен план, чтобы описать действия, необходимые для достижения этого. Возможно, вам придется составлять план для конкретного цеха или планировать работу отдела на последующие три месяца или же составить общий план действий для проекта или организации за год.
4. Экспериментальная схема - схема проведения эксперимента, организующая распределение испытуемых по различным уровням независимой переменной.
5. Протоколирование - прием вербальной формы фиксации доказательств; составление протокола совершенного действия, содержащего его описание в соответствии с требованиями закона.
6. Оформление экспериментального отчета.
1. В «Названии» сообщается об изучаемой проблеме.
2. В «Кратком содержание» автор передает основной смысл того, что было сделано и что получено в результате.
3. Во «Введении» рассказывается о том, ради чего эксперимент был задуман и проведен.
4. В разделе «Методика» дается подробное описание того, как проводился эксперимент. Пользуясь материалами этого раздела, эксперимент можно будет повторить. Описание методики должно быть при этом достаточно сжатым, чтобы не отпугнуть и менее посвященного читателя.
Раздел «Методика» включает:
§ Испытуемые. Отмечаются аспекты, важные для данного эксперимента: количество испытуемых, их возраст, пол, уровень слуха и т. п.
§ Материал. Различные пьесы для заучивания, задачи для решения, напитки для дегустации и т. п., используемые в эксперименте, нужно описывать здесь.
§ Оборудование. В этом подразделе представлены всевозможные приборы, применяемые для создания экспериментальных ситуаций или для записи ответов испытуемых. Дается описание этих приборов, существенное для эксперимента.
§ Процедура. Здесь приводятся последовательные этапы проведения эксперимента: какая инструкция давалась испытуемым, как именно они ее выполняли и т. д.
5. В разделе «Результаты» представлены анализируемые данные, обычно вместе с одной или несколькими таблицами и графиками. Читателю подробно разъясняют, на что именно ему нужно обращать внимание в таблицах и графиках и почему. В первую очередь приводится наиболее важная информация. В разделе можно дать и некоторую интерпретацию результатов, чтобы читатель смог представить себе их общий смысл, однако основной акцент нужно делать на реально полученные данные.
6. В разделе «Обсуждение» содержится интерпретация результатов и выводы. Здесь же предлагаются пути дальнейшего усовершенствования эксперимента, если полученные результаты недостаточно ясны. Часто автор комментирует связь своего эксперимента с предыдущим, а также с теми идеями, которые высказывались ранее в соответствующей литературе.
7. В разделе «Сноски» указываются неопубликованные материалы, проводящиеся исследования и малотиражные работы. Они перечисляются в порядке их упоминания в статье. В тексте статьи они цитируются по фамилии автора, затем ставится слово «Сноска» и соответствующий номер.
8. «Цитированная литература». Ссылки перечисляются в алфавитном порядке в соответствии с формой, принятой Американской психологической ассоциацией (1976). В статье они приводятся по фамилии автора (иногда в скобках) и году публикации (всегда в скобках).
9. «Примечания» в психологических статьях обычно используются автором для выражения благодарности кому-либо и указания своего места жительства. Так, Йоко благодарит за помощь Джека (она должна быть признательна ему и за финансовую поддержку ее исследования) и указывает адрес, по которому ей могут прислать вопросы или заявки на перепечатку статьи.
7. Способы предъявления показателей.
Рекомендуется устроить общее собрание, на котором консультант или школьный психолог объяснит цель и характер выводов, которые целесообразно сделать на основе полученных результатов, и границы использования данных. Затем можно раздать родителям письменные сведения об их детях и дать объяснения на конкретном примере для какого-либо родителя, позволившего это сделать. Независимо от того, в каком виде сообщаются тестовые данные, важное условие заключается в том, чтобы предоставить их с помощью описания уровней выполнения, а не только в числовой форме. Особенно существенно соблюдать это условие для тестов интеллекта, которые интерпретируются неверно чаще, чем тесты достижений.
При сообщении результатов учителям, школьным администраторам, нанимателям рабочей силы и другим лицам следует соблюдать такие же предосторожности. Сообщения об уровне выполнения и качественные описания, сделанные простым языком, предпочтительнее специфических числовых данных, за исключением тех случаев, когда результаты теста сообщаются опытному, хорошо подготовленному психологу-профессионалу.
При сообщении результатов любых диагностических методов желательно принимать во внимание характеристики, особенности того человека, кому передается информация. Это касается не только его образовательного уровня и знаний по психологии и тестологии, но также и его ожидаемой эмоциональной реакции на информацию. Если речь идет о родителях или учителях, например, то их эмоциональные конфликты с ребенком могут препятствовать спокойному и рассудительному восприятию фактической информации о ребенке.
Последняя, но не менее важная проблема касается сообщения результатов обследования самому индивиду, будь то ребенок или взрослый. В этом случае, как и при сообщении данных третьему лицу, применимы те же самые меры предос торожности против неправильной интерпретации. Однако здесь особенно важна индивидуальная эмоциональная реакция на информацию, если индивид занят изучением своих собственных достоинств и недостатков. Когда индивиду сообщают его диагностические результаты, следует не только сопровождать их интерпретацией, проводимой компетентными психологами, но нужно создать благоприятные возможности для индивидуальной консультации каждого, кто может быть эмоционально обеспокоен такой информацией.
8. Достоинства, недостатки, ограничения.
К плюсам метода можно отнести:
Анкетирование позволяет привлечь к исследованию значительное количество респондентов.
Возможность получения информации от большого количества людей за короткий промежуток времени.
Возможность осуществления компьютерной обработки информации.
При анонимном анкетировании можно получить большее количество правдивых и открытых высказываний.
К минусам метода относятся:
Зависимость от репрезентативности выбора, правдивости ответов, распыления элементов в общей выборке и плане выборки.
Влияние субъективных факторов, таких как нежелание давать правдивые ответы, поспешность и необдуманность ответов.
9. Экспериментальная выборка.
Выборка в эксперименте состоит из экспериментальной группы – группы участников, подвергающихся воздействию одного уровня независимой переменной и контрольной группы – группы, находящейся в тех же самых условиях проведения эксперимента, за исключением воздействия другого уровня независимой переменной.
10. Корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы.
Квазиэксперимент- метод, при котором не удается полностью реализовать схему, предписываемую идеальным исследованием, но эти отношения частично компенсируются использованием особых квазиэкспериментальных планов. Экспериментальное исследование в психологии отличается тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной.
Задания для самостоятельной работы:
1. Проведите метод анкетирования.
2. Создайте анкету, по интересующей вас психологической проблеме.
3. Разработайте ключ обработки данных и интерпретацию полученных результатов;
4. Все виды качественных и количественных показателей опишите по структуре проведения исследования.
Структура проведения исследования:
1. Определение признака (для фиксации).
Младший подростковый взраст
2. Тема исследования.
Особенности психического развития детей млдашего подросткового возраста.
3. Цель исследования.
Изучение психологических особенностей детей младшего подросткового возраста.
4. Гипотеза исследования.
Дети младшего подросткового возраста с задержкой психического развития имеют определенные психологические особенности в развитии познавательных процессов.
5. Определение НП и ЗП.
Опросник изучения познавательной активности учащихся – Пашнев Б.К.
6. Организация (кто экспериментатор, сбор информации о выборке (кто, откуда, сколько, возраст, пол, образование; и базе исследования (месте проведения)), условия проведения исследования (освещение, шум, температура т. п.).
Экспериментатор – ФИО
Сбор информации о выборке:
Эмпирическое Исследование проводилось на базе школы, которая является коррекционной и в этой школе обучаются дети с задержкой психического развития, дети - аутисты, с детским церебральным параличом.
В исследовании принимали участие обучающиеся 4 «Б» класса. В экспериментальную группу входит 12 подростков, среди них было 4 девочки и 8 мальчиков. Возраст учащихся варьировался от 11 до 13 лет.
Процедура исследования включала в себя следующие этапы:
этап – организационный: определялся объект, предмет, цель и задачи исследования, подбирался диагностический инструментарий, формировалась выборка исследования.
этап – исследовательский: проводилась психодиагностика учащихся младших подростков. Психодиагностика была направлена на выявление психологических особенностей детей с ЗПР.
этап – аналитический: обработка полученных данных, их качественный и качественно-количественный анализ, формулирование выводов.
Условия проведения: исследование проходило при хорошем освещении ,без посторонних шумов, температура в комнате была 25 ° .
7. Проведение метода – описание того, в чем заключалось исследование (последовательность шагов действий экспериментатора и испытуемого/группы).
8.
9. 1 Тебе нравится выполнять
10. а) легкие учебные задания? б) трудные?
11. 2 Ты возражаешь, когда кто-либо подсказывает тебе ход выполнения
12. трудного задания?
13. а) да; б) нет.
14. 3 По-твоему, перемены в школе должны быть длиннее?
15. а) да; б) нет.
16. 4 Ты когда-нибудь опаздывал на занятия?
17. а) да; б) нет.
18. 5 Тебе хотелось бы, чтобы после объяснения нового материала учитель
19. сразу вызвал тебя к доске для выполнения упражнения?
20. а) да; б) нет.
21. 6 Тебе больше нравится выполнять учебное задание
22. а) одним способом? б) искать разные способы решения?
23. 7 Тебе хочется обычно учиться после болезни?
24. а) да; б) нет.
25. 8 Тебе нравятся трудные контрольные работы?
26. а) да; б) нет.
27. 9 Ты всегда ведешь себя таким образом, что у учителей не возникает
28. повода сделать тебе замечание?
29. а) да; б) нет.
30. 10 Ты предпочитаешь на уроке
31. а) самостоятельно выполнять задания? б) слушать объяснения учителя
Показать больше