Фрагмент для ознакомления
2
Характеризуя современный социум как массовое информационное общество, необходимо учитывать особенности его сущностных составляющих. Как это очевидно, распространение, оборот информации, владение информацией и её обобществление – все эти важнейшие процессы происходят с непосредственным участием средств массовой коммуникации (СМК).
Более того, на сегодняшний день в информационном обществе основные параметры социально значимой информации устанавливаются именно в рамках деятельности основного субъекта информационного процесса, то есть в рамках деятельности СМК (в западной традиции – «медиа», или «масс-медиа»). Именно СМК задают контекстную среду, направление дискурса, аксиологическую шкалу по всему спектру актуальных для общества вопросов1.
Сама по себе идея о медиа, как о «четвёртой власти», дополняющей законодательную, исполнительную и судебную ветви власти демократического государства, до сих пор остаётся одним из ценных открытий в осмыслении деятельности СМК. Однако более чем на декларативное, а в ряде случаев – и пропагандистское, использование названного определения чаще всего рассчитывать не приходится. Упоминание о «свободных СМИ», как о структурной и неотъемлемой части общества, балансирующей демократический процесс, к сожалению, превращается в идеологическую «мантру», оторванную как от реальной практики, так и от осмысления теоретических и фактических параметров функционирования системы СМК-СМИ.
Целью данной работы является рассмотрение роли государства в формировании института массовых коммуникаций.
1 Взаимоотношения государства и СМК в разных странах
СМК - это один из приоритетных органов, который может осуществлять влияние на массы. Это очень часто используется правительством, чтобы создать определенные тенденции в обществе. СМК – это способ реализовать нужную пропаганду правительства, к примеру2.
Г. Лассуэл отличает понятия просвещение и пропаганда. По его мнению, просвещение направлено на объяснение научных истин, языковых правил, техник искусства и ремесла. А пропаганда направлена на искусственное создание оценочных диспозиций и установок в общественном сознании3.
Рассмотрим, как осуществляется взаимодействия органов власти и СМК в разных странах. Сравним Россию, США и КНР.
С точки зрения государственного контроля, в России превалируют СМК, которые или принадлежат правительству, или компаниям, подконтрольным правительству.
В США правительство не владеет и не контролирует СМК.
СМК в КНР подчиняются партийно-государственному идеологическому контролю при внушительной независимости редакций в политически нейтральных темах, присутствуют нерыночной медиаэкономики. Реклама играет важную роль.
Правовое регулирование
В России больше 30 законов регулируют и ограничивают работу СМК.
В США нет закона СМИ, требующего регистрацию СМИ. Нет законов, ограничивающих действия СМИ, содержание сообщений.
Американская Federal Communication Commission регулирует цензуру, но не само содержание программ.
Современное китайское законодательство не включает в себя прямые законы, ориентированные на регулирование деятельности средств массовой информации. Основные законодательные положения, влияющие на медиа отрасль КНР: конституционные основы свободы слова, доступ к государственной информации, защита от клеветы.
Регулирование свободы слова
Россия.
Уже в 2003 году Невзоров в интервью сказал, что ему стыдно за то время, поскольку он был «охмелён собственным успехом, разрушил много судеб»4. На наш взгляд, уже тогда Невзоров «вскрыл» проблему ненасыщаемости внимания зрителей, «потребительства» в отношении количества поглощаемых новостей и ток-шоу. Чем больше человек смотрит зрелищных и негативных новостей, тем большая зависимость от них формируется. Ведь главная проблема современного мира – это менеджмент внимания. Причинами, инициировавшими кризис доверия российского населения в течение нескольких последних лет к средствам массовой информации, является систематическое нарушение профессиональной этики российскими журналистами. Население видело ангажированность – как политическую, так и экономическую.
Журналисты обнародовали непроверенные факты, создавали искусственные сенсации. Часто в Интернете можно увидеть так называемые «заказные» статьи, где нет ссылок на авторов. Многие журналисты вторгаются в личную жизнь граждан. Через российские СМИ часто ведется пропаганда насилия и нарушаются элементарные правила приличия, нормы языка и др. Данные процессы происходят на фоне функционирования созданных в это время законодательных актов и
законов («О средствах массовой информации»5, «Об авторском праве и смежных правах» (утратил силу), «О рекламе»6), ряда деонтологических документов («Кодекс профессиональной этики российского журналиста»7, «Хартия телерадиовещателей»8, «Декларация гильдии судебных репортеров»9 и т. д.).
Созданы организации, объединяющие главных редакторов, работодателей, владельцев средств массовой информации. Появляются и общественные организации – Ассоциация парламентских журналистов, Лига журналистов-женщин, Финансовый пресс-клуб. Существует Союз журналистов России, в котором состоит более пятнадцати тысяч членов и 89 региональных организаций. Есть и Медиасоюз. Перечисленные организации нацелены не только на защиту журналистских интересов, но и на защиту слова, доступности информации. Эти организации содействуют и помогают улучшению статуса профессиональной деятельности российского журналиста. Этой темой занимается и Большое жюри Союза журналистов. В «Журналисте» есть рубрика «Этика профессии». В стандарт высшего журналистского образования как обязательный курс включен «Профессиональная этика журналиста». Но все перечисленные документы общественного, деонтологического и профессионального характера имеют низкую эффективность. Об этом говорят как российские журналисты, так и журналисты за рубежом. Эксперты Запада проводили исследования, которые говорят о нереалистичности и даже «романтичности» деонтологических документов России. Это относится, прежде всего, к «Кодексу профессиональной этики российского
журналиста».
В США во многих случаях внимание уделяется усилению роли контроля со стороны редакторов за содержанием журналистского продукта и профессиональным поведением журналистов. Усиливается ответственность сотрудника перед корпорацией, где он работает. В настоящее время журналисту предлагается более внимательно относиться к озвучиваемым мнениям не только в рамках рабочего пространства, но и в ходе публикации личных блогов, при участии в дискуссиях на сторонних интернет-форумах и т. д.
В Китае в кодексе профессиональной этики для китайских журналистов говорится, что журналисты в своей работе должны строго придерживаться ориентированного на людей подхода, своевременно отвечать на обеспокоенность и ожидания народа, а также усиливать и улучшать надзор посредством общественного мнения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&cad=rja&uact=8&ved=0CC8QF jAC&url=http%3A%2F%2Fstavroskrest.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Ffiles%2Fbooks%2Faronson_pratkanis.pdf&ei=EsACVZKlFovjywOCh 4KQDA&usg=AFQjCNEKZY73At_C2ztuazWyHGJ8gCCNqw&bvm=bv.88198703,d.bGQ. Дата обращения: 03.04.2023.
2) Барг, М. А. Историческое сознание как проблема историографии / М. А. Барг //«Цепь времен»: проблемы исторического сознания. – М. : ИВИ РАН, 2005
3) Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011
4) Веселов А., «Девяточку» за YouTube и критику Евромайдана. Как украинский журналист может стать «пособником террористов» // Русский репортер. — 2017. — № 18. — С. 32-33
5) Войтасик Л. Психология политической пропаганды. – Издательство «Прогресс», Москва, 1981
6) Горбунов А.С. ПРОБЛЕМА ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2016;(2):79-86.
7) Декларация Гильдии судебных репортеров "О принципах честной
работы в жанрах судебного очерка и репортажа, а также журналистского расследования"// https://presscouncil.ru/teoriya-i-praktika/dokumenty/759-deklaratsiya-gildii-sudebnykh-reporterov-o-printsipakh-chestnoj-raboty-v-zhanrakh-sudebnogo-ocherka-i-reportazha-a-takzhe-zhurnalistskogo-rassledovaniya (дата обращения 03.04.2023)
8) Дмитриев Д. П. «Новый мир» А. Т. Твардовского. М., 2000
9) Докучаев И.М. Смех, идеология, власть. — 2001. http://artevik.narod.ru/publ/smile.html
10) Евдокимов В. А. Массмедиа в социокультурном пространстве. — М.: ИНФРА-М, 2018
11) Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации"//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения 03.04.2023)
12) Исторические хроники// https://archive.is/20120909085610/www.izvestia.ru/letters/article36588/#selection-777.0-777.20 (дата обращения 03.04.2023)
13) Касаев Э., Информационная война: перо приравняли к штыку // Международная жизнь. — 2017. — № 4. — С. 192-197
14) Кодекс профессиональной этики российского журналиста// http://docs.cntd.ru/document/901854413 (дата обращения 03.04.2023)
15) Особенности современных интеграционных процессов на постсоветском пространстве: [материалы конференции] // Международная жизнь. — 2018. — № 2. — С. 75-215
16) Петровская И., Не может быть здорового телевидения в нездоровой стране // Журналист. — 2019. — № 3. — С. 16-18
17) Пихоя Р. Г. Советский союз, история власти (1945 – 1991). Новосибирск, 2000
18) Политическая журналистика : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. Г. Корконосенко [и др.]. — Москва : Издательство
Юрайт, 2015
19) Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/(дата обращения 03.04.2023)
20) Хартия телерадиовещателей// https://presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/dokumenty/756(дата обращения 03.04.2023)
21) (Aug., 1927), pp. 627-631