Фрагмент для ознакомления
2
Моделирование ситуации исследования.
Сформулируйте исследовательскую задачу и операционализируйте переменную (переменные), которые необходимо измерить
(Исследовательская задача – например, оценить психологическую готовность ребенка к школе, переменные для измерения – личностная готовность, интеллектуальная готовность)
Выберете инструментарий, обоснуйте его выбор. На основании анализа процедуры диагностики спланируйте исследование. Предложите прикладное значение полученных данных
(Например, для диагностики интеллектуальной готовности – тест Керна-Й ирасека, графический диктант и т.д.) (для каких целей применить эти методики, как результаты методик можно применять, кому они будут полезны)
Варианты переменных: психологическая готовность ребенка к школе, мотивация, интеллект, межличностные отношения, профессиональные интересы, профессиональные склонности, агрессивность, тревожность, самооценка.
«Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школе»
Организация процедуры исследования
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка формирования психологической готовности детей к школе в условиях образовательной среды в ДОУ.
Объект исследования: дети подготовительной группы № 1
Предмет исследования: психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Задачи практического исследования:
отбор методик диагностики психологической готовности детей к обучению в школе;
проведение исследования сформированности психологической готовности к школе старших дошкольников;
проверка эффективности программы формирования психологической готовности детей к школьному обучению в условиях образовательной среды в ДОУ;
анализ и обобщение результатов предыдущих этапов исследования, сформулировать вывод на основании полученных результатов экспериментального исследования;
В исследовании принимают участие воспитанники подготовительной группы № 1в общем количестве 24 человека.
Возраст воспитанников: 6-7 лет.
В качестве диагностического инструментария мы использовали программу по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению, разработанной Н. И. Гуткиной. Диагностическая программа состоит из трех основных блоков (мотивационная сфера, произвольная сфера, интеллектуальная и речевая сфера), каждый из которых включает в себя несколько методик. Описание методик дано в констатирующем этапе исследования и в приложениях.
Описание методик и результаты исследования
Методика «Сказка» (мотивационная сфера)
Методика направлена на определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка .
В комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и воспитатель спрашивает ребенка, что ему в данный
момент больше хочется — поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.
Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.
Методика «Внутренняя позиция школьника» (мотивационная сфера)
Методика представляет собой экспериментальную беседу и направлена на выявление внутренней позиции школьника.
Внутренняя позиция школьника — это новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне.
Беседа состоит из 12 вопросов
Анализ ответов на вопросы показывает сформированность /+/ или не сформированность /-/ «внутренней позиции школьника». В неясных случаях ставится знак "+-".
Показать больше