Фрагмент для ознакомления
2
ХХ век – это век величайших потрясений в жизни человечества (мировых войн, революций), когда перед всеми людьми планеты встал реально вопрос о самом существовании земной цивилизации. Научно-техническая революция сделала отношения человека к природному миру и к собственному миру культуры значительно более сложными, чем в прошлые времена. Усиление роли человеческой личности, индивидуальности в социальной жизни постиндустриального общества приводит к тому, что проблема человека ставится и обсуждается с особым интересом. Эти и многие другие вопросы необходимо было осмыслить. Это период философского исследования личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов.
Основными течениями новейшей философии являются прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм.
Прагматизм появился в конце XIX в. В качестве реакции на философию англо-американского неогегельянства. Его теоретиком и создателем является выдающийся философ и логик Чарльз Пирс (1839-1914), а наиболее известными систематизаторами его идей выступают Дж. Дьюи (1859-1952) и У. Джеймс (1842-1914).
Такой термин как «прагматизм» был введен Чарльзом Пирсом и непосредственно означает «философию действия». Исследуя соотношение веры, знания и действия, философы данного течения предполагали, что уровень познания, а также теоретической разработки проблем, выдвигаемых самой жизнью, не представляется вполне достаточным. Именно поэтому человек непрерывно находится в «проблемной ситуации» поиска наиболее эффективных решений. Прагматиками было введено понятие прагматической веры в качестве настоящего основания действия, а также несколько методов. Это в первую очередь «метод упорства» в достижении определенной цели, «метод авторитета», который требует согласовать с «общим мнением» личные цели, «априорный метод», в соответствии с которым необходимо действовать в полном соответствии с установками общей разумности интеллекта, и «научный метод», который утверждает возможность объективного познания. Пирс цель познания сформулировал в «Прагматической максиме»: «Мы, постигаем предмет мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно имели бы практическое значение; наше представление об данных свойствах, и в целом образует понятие этого предмета» [5].
Позитивизм. В конце XIX в. позитивизм Милля, Конта и Спенсера вступил в кризис, так как их философские построения не могли найти логического обоснования и не были в достаточной степени конструктивны. В результате появился «второй» позитивизм Маха-Авенариуса, который получил название эмпириокритицизма, или философии опытного критического знания. Опыт при этом понимался в качестве чувственного опыта определенного человека, а не в виде общественно-исторической практика человечества. Они отмечали, что имеется комплекс физических событий, а им соответствует комплекс психического восприятия. Самопознание представляет собой экономное приспособление мысли к фактам. Объект и субъект и в познании непосредственно связаны через принципиальную координацию.
К 20-м годам XX в. сформировался «третий» позитивизм - неопозитивизм. Неопозитивизм в отличие от предшественников фиксирует внимание на проблеме языка, по большей части стремясь прояснить его структуру и таким образом провести границу между его идеалом и употреблением, чреватым метафизикой. Неопозитивисты обратили свое внимание на недостатки обыденной речи, в которой лингвистическая правильная форма предложения способна затемнять его логическую структуру. Б. Рассел (1872-1970) в 1905 г. опубликовал статью «Об обозначении», где им была сформулирована идея создания идеального языка посредством исключения из состава предложений науки тех, которые не способны быть отнесены ни к истинным, ни к ложным, так как полностью лишены смысла. В основании языка науки находятся «атомарные высказывания», фиксирующие единичные факты. Задача же философии при этом предоставить логический анализ данных предложений [10].
Участники Венского кружка все высказывания подразделяли на: аналитические (логико-математические), синтетические (эмпирические) и научно не осмысленные (метафизические). Первые, - отвечали правилам математики и логики, вторые, - фиксируют чувственный опыт, неопозитивисты их признавали научно значимыми, а последние – бессмысленными и метафизическими. Для того чтобы устранить данное противоречие, неопозитивистами был выдвинут принцип верификации, который заключал в себе: теория выполнима, обладает смыслом, если ее положения могут быть переведены как язык опыта, наблюдения. Критерий истинности состоит в согласовании с «фактами» суждений (или теория корреспонденции).
Последующее развитие данной концепции напрямую связано с «философией лингвистического анализа». Ее автором является австрийский философ Витгенштейн (1889-1951), в «Логико-философском трактате» им была выдвинута целостная концепцию языка. В структуре языка он различал синтетические и аналитические предложения. Аналитические предложения - те, в которых из субъекта вытекает предикат. Это тавтологии, такие как «2x2=4», или «Сократ смертен». Предикат в синтетических предложениях заключает новое знание, исходящее из чувственного опыта. В качестве примера, «Роза красна». Предложения, которые не могут относиться ни к разряду синтетических, ни к разряду аналитических предложений, объявляются лишенными смысла, метафизическими. Непосредственно отсюда следует, что важные мировоззренческие вопросы относительно смысла жизни, сущности зла и добра и т.д. оказываются бессмысленными, «ненаучными», относящимися, как отмечает Витгенштейн, к сфере «мистического» [9].
Логический позитивизм в 60-х годах XX в. практически перестал существовать и был полностью заменен «постпозитивизмом», или «философией науки».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аблеев, С. Р. История мировой философии: учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 318 с.
2.
Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. — Изд. 3-е. — М.: фаир-пресс, 2018. - 560 с.
3. Губин В.Д. Философия. - М: Издательство «Гардарики», 2019. – 664с.
4. Канке В.А. Основы философии. - М.: Издательство «Логос», 2017 - 272 с.
5. Кохановский В.П. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2011 - 576 с.
6. Лешкевич, Т.Г. Основы философии: Учебное пособие / Т.Г. Лешкевич. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 312 c.
7. Лопатин, Л.М. Лекции по истории новой философии / Л.М. Лопатин. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 992 c.
8. Основы философии в вопросах и ответах. - Москва: Огни, 2017. - 608 c.
9. Свергузов, А. Т. Философия. Учебное пособие / А.Т. Свергузов. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2015. - 192 c.
10. Солопов, Е. Ф. Философия / Е.Ф. Солопов. - М.: Владос-Пресс, 2016. - 400 c.