Фрагмент для ознакомления
2
Практическое занятие 1
Глагол, основы глагола, спряжение глагола.
Упражнения
1*. Образуйте инфинитив от глагольных форм. Выделите формальные показатели форм глагола в текстовой форме и в инфинитиве.
Берегись - беречься, бреду - брести, везем - везти, выгребу - выгрести, жжем - жечь, каясь - каяться, клади - класть, лает - лаять, лелеем - лелеять, можем - мочь, ненавидит - ненавидеть, обезумел - обезуметь, обессилев - обессилеть, обесславили - обесславить, обидевшись - обидеться, обоснованный - обосновать, привел - привести, пробую - пробовать, прочту - прочесть, садясь - садиться, слышим - слышать, сочли - счесть, стриг - стричь, сяду - сесть, таю - таять, текущий - течь, увлеку - увлечь, украли - украсть.
2*. Определив спряжение данных глаголов, заполните таблицу. Если возможно образование вариантных формы, укажите их и дайте необходимые стилистические комментарии. Для справки используйте словари грамматических трудностей и орфоэпический словарь.
Возвратные глаголы. Переходность, непереходность глаголов. Наклонение. Время
1. Выпишите выделенные глаголы в контексте, определите их переходность/ непереходность. Верно ли, что отнесенность глагола к одному из названных лексико-грамматических разрядов сохраняется для всех лексико-семантических вариантов слова? Если у данных слов происходят изменения семантики, сопровождающиеся изменением ЛГР, подтвердите это контекстом.
1. Жаль, очень жаль, он малый с головой;
И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом… (А. С. Грибоедов).
пишет - неперех.; в данном контексте: занимается литературной деятельностью, созданием литературных произведений.
переводит - неперех.; в данном контексте: занимается переводческой деятельностью.
О боже мой, кто будет нами править? (А. С. Пушкин).
3. Читая некоторые книги, я как на оселке правлю свой язык. На иных книгах я правлю свою гражданскую совесть (В. А. Солоухин).
читая - дееприч., перех., образов. от перех. глаг. читать (что?- книги; сочетается с прямым дополнением в вин. пад.)
править - неперех., здесь: управлять, руководить кем-чем-либо, обладать властью над кем-чем-нибудь.
правлю (язык) - перех., здесь: исправляю, привожу в надлежащий вид, устраняя ошибки.
Наклонение и время глагола
Упражнение 1. Выпишите формы изъявительного наклонения в контексте. Охарактеризуйте употребление: 1) определите форму; 2) выделите показатели; 3) отметьте тип использования – прямое и переносное.
1. Когда исчезает из глаз тропа, по которой мы шли, прежде всего мы оглядываемся назад, чтобы по направлению пройденного угадать, куда идти дальше (В. О. Ключевский).
исчезает - изъявительное наклонение, форма несов. вида, настоящего времени, 3 лица, единств. числа; показатель – наличие личного окончания и отсутствие показателей других наклонений обозначает, что действие происходит в действительности; прямое использование.
шли - изъявительное наклонение, форма несов. вида, прошедшего времени, множ. числа; показатель - наличие личного окончания и отсутствие показателей других наклонений обозначает, что действие происходило в прошлом; прямое использование.
оглядываемся - изъявительное наклонение, форма несов. вида, настоящего времени, 1 лица, множ. числа; показатель – наличие личного окончания и отсутствие показателей других наклонений обозначает, что действие происходит в действительности; прямое использование.
2. «Проходите», – сказал Мудрец, ни к кому отдельно не обращаясь. И исчез в кабинете. «Пошли, – подтолкнул черт Ивана. – Не вздумай только вылететь со своими предисловиями... Поддакивай, и все» (В. М. Шукшин).
сказал - изъявительное наклонение, форма сов. вида, прошедшего времени, муж. рода, единств. числа; показатель- наличие личного (нулевого) окончания и отсутствие показателей других наклонений обозначает, что действие произошло в прошлом; прямое использование.
Показать больше