Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
1. Определите сущность, достоинства и недостатки пропорциональной избирательной системы за рубежом. ................................................................ 3 З
адание 2........................................................................................................... 8
Задание 3......................................................................................................... 10
Список использованных источников.............................................................. 11
Фрагмент для ознакомления
2
Суть пропорциональной системы – в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы – представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.
К основным недостаткам пропорциональной избирательной системы относятся: утрата связи депутатов с конкретными регионами и / или избирателями, частичное лишение принципа народовластия.
Избиратель при использовании закрытого партийного списка голосуют за некоего абстрактного кандидата. Избиратель ознакомлен только с лидером партии и возможно, несколькими основными представителями этой партии.
Развитие пропорциональной избирательной системы политические исследователи чаще всего начинают изучать с опыта Бельгии, которая перешла к ее использованию в 1899 г. Однако необходимо отметить, что
впервые практическое применение пропорциональная избирательная система получила немного раньше в Дании и Сербии.
В силу тех недостатков, которые несет в себе пропорциональная избирательная система, в зарубежных странах, как правило применяется смешанная избирательная система. Показательным в этом плане является опыт Италии.
В 1923 году в этом государстве был принят закон, по которому Италия объявлялась единым избирательным округом, в котором голосование проводилось по партийным спискам, и партия, список которой собирал относительное большинство (но не менее 1/4 всех поданных голосов), получала 2/3 мест в парламенте. Оставшиеся места распределялись пропорционально между остальными партиями. Проведенные в обстановке нарастающего фашизма парламентские выборы 1924 г. позволили фашистской партии получить большинство мест в парламенте, хотя за нее было подано лишь немногим более 1/3 голосов избирателей. После этого законы 1926-1927 гг. о «защите государства» запретили существование всех политических партий, кроме фашистской, а их депутаты были исключены из парламента.
Вплоть до 1992 г. представительные органы Италии формировались преимущественно на пропорциональной основе, что создавало много проблем при формировании правительства. Однако уже в 1993 г. был проведен референдум, который показал, что большинство итальянцев считает необходимым введение смешанной избирательной системы вместо пропорциональной. И в 1993 г. в Италии была проведена реформа избирательной системы при избрании обеих палат парламента, а также при формировании муниципальных советов с населением до 15 тыс. жителей. Была введена смешанная избирательная система при формировании обеих палат парламента.
Порядок избрания палат парламента был изменен из-за того, что полная пропорциональная система при формировании палаты депутатов и
фактически применявшаяся пропорциональная система при избрании сената вели к тому, что в этих органах получали места многие политические партии. В дальнейшем образовывались коалиционные правительства из представителей 4-6 партий, которые не всегда могли прийти к консенсусу. В результате этого Италия являлась политически нестабильной страной, подверженной частым политическим конфликтам и кризисам. Поэтому в процессе реформирования избирательной системы преследовались цели уменьшить влияние мелких партий в парламенте. Реформа способствовала политической унификации состава обеих палат парламента, что позволило значительно сгладить противоречия.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антропов Р.В. Оcобенности и современные тенденции развития избирательной системы Германии (на примере выборов в немецкий Бундестаг 2013 года) // Избирательное право. 2016. № 2 (34). С. 30-33.
2. Битюцкий Е.В. Бундесрат. Подмена понятий // Проблемы экономики и юридической практики. 2010. № 5. С. 18-21.
3. Израильский парламентаризм: конституционно-правовой анализ Монография / В.П. Воробьев, И.А. Чайко. — М. : МГИМО(У) МИД России, 2006. — 152 с.
4. История государства и права зарубежных стран. Ч. 2. / Под. общ. ред. д.ю.н., проф. О.А. Жидкова и д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинниковой. М., 1996. 366 с.
5. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / И. И. Тюнина, И. А. Стародубцева, Т. В. Шелудякова; под ред. И. И. Тюниной; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2022. – 432 с. С. 35.
6. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах : учеб. пособие / Г. Н. Андреева. - Москва : Эксмо, 2004. - 316, [1] с. С. 69.
7. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов. 17-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2013. 520 с.
8. Основной закон Федеративной Республики Германия 1949 года // Избранные конституции зарубежных стран / Сост. Б.А. Страшун. М.: Юрайт, 2011.
9. Савченко Н.М. Из истории реформы избирательной системы Италии // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 2020. № 4. С. 129-134.
10. Шапошникова Е.А. Пропорциональные выборы в мировой избирательной практике // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 4. С. 275-284.