Фрагмент для ознакомления
1
Введение ........................................................................................................... 3 1 Особенности овладения орфографическими навыками младшими .............. 5 школьниками. ................................................................................................... 5 1.1 Дизорфография у младших школьников с ОНР ......................................... 6 2 Обследование обучающихся для выявления дизорфографии ....................... 9 2.1 Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы по преодолению дизорфогарфии .................................................................... 14 Заключение ..................................................................................................... 20 Список использованных источников.............................................................. 21
Фрагмент для ознакомления
2
Орфография – это система правил, определяющая правильное написание слов в соответствии с грамматическими, лексическими и стилистическими нормами языка. Овладение орфографическими навыками является важным этапом развития ребенка, которое происходит в процессе обучения грамоте в младшем школьном возрасте. Однако у некоторых детей могут возникать трудности с орфографией, которые проявляются в виде дизорфографии.
Дизорфография – это расстройство, характеризующееся нарушением ор-фографических навыков и затруднением правильного написания слов. Дизор-фография может возникать у детей с различными нарушениями, в том числе у детей с органическими поражениями центральной нервной системы, задерж-кой психического развития, аутизмом и другими ОНР.
Цель данной контрольной работы – изучить особенности овладения ор-фографическими навыками младшими школьниками, а также выявить дизор-фографию у детей с ОНР в 3-4 классах.
Задачи контрольной работы:
В данной контрольной работе будет рассмотрено расстройство написа-ния слов - дизорфография, и его особенности у младших школьников с огра-ниченными возможностями здоровья. Будут рассмотрены методы обследова-ния учащихся для выявления данного расстройства, а также разработка пер-спективного плана коррекционно-логопедической работы, направленной на преодоление дизорфографии у младших школьников. В процессе работы бу-дут использованы научные и методические источники, анализирующие дан-ную проблему и предоставляющие рекомендации по ее решению. В результате работы будут выявлены основные причины и последствия дизорфографии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и разрабо-таны эффективные методы ее преодоления.
Изучение дизорфографии является важным направлением работы педа-гогов и логопедов, так как орфографические навыки являются необходимыми
для успешного обучения и последующей жизни в обществе. Разработка инди-видуальной программы коррекционно-логопедической работы позволит сни-зить трудности у детей с дизорфографией и повысить их успеваемость в школе.
1. Особенности овладения орфографическими навыками млад-шими школьниками
Особенности овладения орфографическими навыками у младших школьников связаны с их возрастными особенностями и уровнем развития ко-гнитивных функций. В период младшего школьного возраста (7-10 лет) про-исходят активные процессы формирования мышления, речи и памяти, что со-здает определенные особенности в овладении орфографическими навыками [2, .37].
1. Развитие памяти. Младшие школьники начинают усваивать все боль-шее количество новых слов, и для их правильного запоминания необходимо совершенствовать память. В этом возрасте дети еще не всегда обладают доста-точной памятью для запоминания большого количества правил и исключений в орфографии.
2. Развитие графической памяти. Графическая память позволяет ребенку запоминать и воспроизводить формы букв и слов. В этом возрасте она начи-нает развиваться, однако некоторые дети могут иметь затруднения в ее разви-тии.
3. Развитие моторики. Правильная моторика руки позволяет ребенку пи-сать буквы и слова без ошибок. Младшие школьники еще только формируют мелкую моторику, поэтому им может быть сложно написать слово без ошибок.
4. Отсутствие опыта. Многие слова в русском языке имеют непредска-зуемое написание, что делает их трудными для запоминания у младших школьников, которые еще не имеют достаточного опыта в использовании пра-вил орфографии.
5. Ограниченный словарный запас. Младшие школьники имеют ограни-ченный словарный запас, что может затруднять правильное написание слов, которые ребенок встречает впервые.
Учитывая вышеперечисленные особенности, обучение орфографии в младшей школе должно быть организовано таким образом, чтобы учитывать
возрастные особенности и способности детей. Важно уделять внимание не только запоминанию правил орфографии, но и развитию памяти, графической памяти, моторики и словарного запаса. Также необходимо использовать раз-нообразные методы и приемы обучения, такие как игры, упражнения на за-крепление материала и т.д., которые помогут улучшить запоминание правиль-ного написания слов и формирование орфографических навыков.
Важно также отметить, что у младших школьников могут быть выяв-лены отклонения в овладении орфографическими навыками, такие как дизор-фография. Это может быть связано с нарушением памяти, внимания, зритель-ного восприятия, моторики и других функций, ответственных за правильное написание слов. В таких случаях необходимо проводить дополнительное об-следование и разработать индивидуальный план коррекционной работы для каждого ребенка с учетом выявленных нарушений.
Таким образом, овладение орфографическими навыками является важ-ным аспектом в учебном процессе младших школьников. Для успешного раз-вития орфографических навыков необходимо использовать разнообразные ме-тоды и формы работы, а также учитывать индивидуальные особенности каж-дого ученика. Важно также не забывать о регулярной практике и использова-нии современных технологий в процессе обучения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волкова, Е.В. Дизография у младших школьников: причины, диагно-стика, коррекция: методическое пособие для логопедов и учителей / Е.В. Вол-кова, Т.В. Поташник. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с.
2. Голубева, Н.А. Орфографические нарушения у младших школьников с ОНР / Н.А. Голубева, М.А. Староверова // Педагогический альманах. – 2018. – №1. – С. 35-40.
3. Каменская, О.А. Дизография: проблемы диагностики и коррекции у младших школьников / О.А. Каменская // Педагогические технологии в совре-менном образовании. – 2019. – №1. – С. 61-68.
4. Медведева, Е.В. Коррекционная работа с детьми, страдающими дизо-графией: методическое пособие для учителей начальных классов и логопедов / Е.В. Медведева. – М.: Просвещение, 2017. – 128 с.
5. Радченко, И.М. Особенности формирования орфографических навы-ков у детей младшего школьного возраста с ОНР / И.М. Радченко // Молодой ученый. – 2019. – №21. – С. 67-69.
6. Федотова, Н.И. Диагностика и коррекция дизографии у младших школьников / Н.И. Федотова // Вестник Челябинской государственной педаго-гической академии. – 2018. – №4. – С. 82-87.
7. Халикова, Р.М. Методы и приемы работы с детьми, страдающими ди-зографией: учебное пособие для учителей и логопедов / Р.М. Халикова. – М.: Академия, 2018. – 160 с.
8. Шестопалова, Т.В. Коррекционная работа с детьми, страдающими ди-зографией в начальной школе / Т.В. Шестопалова // Педагогический мир. – 2017. – №4. – С. 19-30.
9. Шульженко, М.А. Дизография у младших школьников: диагностика и коррекция / М.А. Шульженко // Известия Саратовского университета. – 2019. – Т. 19, вып
10. Якиманская, И.Г. Особенности преподавания русского языка и ли-тературы в начальной школе при наличии у учащихся дизорфографии / И.Г. Якиманская // Начальная школа. – 2020. – №2. – С. 53-57.
11. Яковлева, О.В. Методические рекомендации по коррекционной работе с детьми, страдающими дизографией в начальной школе / О.В. Яко-влева, О.А. Большакова // Педагогическое образование в России. – 2017. – №8. – С. 97-101.