Фрагмент для ознакомления
2
Стабильность любого общества, не зависимо от уровня его развития, обеспечивается главным образом установлением механизмов упорядочивания и регулирования отношений в области государственного управления, гарантирующих исполнение общеобязательных требований.
Данные функции выполняют нормы административно-правового регулирования, с одной стороны обеспечивая деятельность органов власти и публичных интересов, с другой стороны гарантируя защиту прав и интересов конкретных субъектов правоотношений от произвола органов власти и должностных лиц, их неконтролируемого вмешательства в частные интересы.
При этом институт административно-правового регулирования является не статичным, а зависит от актуального состояния общественных отношений и является производным по отношению к ним. Как указывается в теории административного права, правоотношения являются надстроечной категорией, вторичны по отношению к общественным отношениям и служат им.
В настоящее время основным сводным документом, определяющим границы должного поведения в сфере государственного управления, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года, объединяя в себе нормы материального и процессуального права. Однако, данный правовой акт не является единственным исчерпывающим источником административно-правового регулирования, а является статичным механизмом обеспечения, в котором большинство статей общей части являются бланкетными или отсылочными нормами, а непосредственно требуемые правила поведения раскрываются уже в других законах и подзаконных нормативных актах.
Для правильного понимания и применения административно-правовых норм необходим их общеправовой анализ, определение видов, структуры, порядка реализации, чему и будет посвящена настоящая работа.
В ходе написания работы будут использованы действующие правовые акты российского административно-правового регулирования, теоретические материалы, приведены примеры фактических общественных и правовых отношений.
Актуальность темы исследования продиктована активным развитием общественных отношений во всех сферах жизни общества и необходимостью понимания общих принципов и правил регулирования поведения субъектов правоотношений в сфере государственного управления.
«Механизм административно-правового регулирования» 1. Понятие, структура и виды административно-правовых норм
Административно-правовыми нормами являются установленные государством правила должного, рекомендуемого или разрешенного поведения участников общественных отношений, регулируемых органами власти, предусматривающие ответственность участников регулируемых отношений в случае нарушения регламентированных правил.
Защищая основы стабильности государства, административно-правовые нормы регламентируют общественные отношения практически во всех сферах общественных отношений – от обеспечения деятельности органов власти и общественного порядка, до охраны права собственности, прав и здоровья граждан, защищая права и устанавливая обязанности в части взаимодействия всех участников таких отношений.
Административно-правовые нормы, как и любые нормы всех других отраслей права, имеют в своей структуре следующие элементы:
- гипотеза – условие применение нормы. Может касаться как непосредственно регулируемых отношений (содержаться в самой норме. Например, указание места совершения деяния; возраст, состояние потерпевшего; социальный статус участников правоотношений), так и общих правил применимости нормы (содержаться в общей части кодекса, закона или других актах. В качестве примера обычно приводятся условия о возрасте привлечения к ответственности и правоспособности субъектов правоотношений, наличие вины субъекта и причинно-следственной связи между его действиями и наступившими последствиями),
- диспозиция – само правило поведения, описание деяния (действия, бездействия) субъекта правоотношений (права, дозволения, обязанности, запреты, ограничения, предписания). В административно-правовом регулировании гипотеза и диспозиция часто содержатся в иных правовых актах
(трудовое, земельное, избирательное право, правила дорожного движения, законы о деятельности и административные регламенты органов власти, т.п.). Применительно к КоАП РФ – это описание самого противоправного и наказуемого поведения, правонарушения (может как непосредственно содержаться в статье Кодекса, так и отсылать к другим нормам права, ссылаясь лишь на нарушение установленных ими правил, что делает КоАП РФ весьма гибким в применении и не требующим постоянной актуализации инструментом регулирования),
- санкция – указание о мерах воздействия на субъект правоотношений. В КоАП РФ это предусмотренные законодателем виды наказаний на указанное в диспозиции статьи. В иных административно-правовых актах, как правило, это отсылочные нормы в конце законов, предупреждающие о наличии ответственности за нарушение требований, установленных в данных законах. Возможность уже применения конкретного вида наказания (воздействия) к субъекту правоотношений регулируется общими правилами назначения наказаний по отрасли права и положениями гражданского кодекса о правосубъектности.
Анализ и правоприменительная практика требуют систематизации всего массива норм административно-правового регулирования. Так, в теории и практике административного права существуют следующие классификации административно-правовых норм.
1. По содержанию и сфере применения:
- общие (нормы общего характера, которые охватывают все регулируемые отношения – определение предмета и принципов правового регулирования, обязательные признаки субъектов и объектов правоотношений, общий порядок регулирования отношений, установления, изменения и прекращения прав, применения и исполнения мер ответственности). В КоАП РФ это – Общая часть, а также разделы – Кодекса (установление
компетенции административных органов, порядка производства дел об административных нарушениях и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях);
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 195-ФЗ (ред. от 03.04.2023) [Электронный ресурс] - ://..//___34661/ (дата обращения 13.04.2023)
2. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 14.07.2022) «О Верховном Суде Российской Федерации» [Электронный ресурс] - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172/ (дата обращения 13.04.2023)
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 29 (ред. от 15.12.2022) «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое". [Электронный ресурс] - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40412/ (дата обращения 13.04.2023)
4. Постановление Верховного Суда РФ от 09.02.2006 года № 38-АД05-1 [Электронный ресурс] - http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=134834 (дата обращения 13.04.2023)
6. Постановление Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 48 (ред. от 05.12.2022) «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате». [Электронный ресурс] - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283918/ (дата обращения 13.04.2023)
7. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 г. (БВС РФ. 2006. 9. С. 18) 8. Определение Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 195-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в РФ на нарушение конституционных прав гражданина Ивукова К.А. положением ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ».
9. Административное право РФ: учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное. Попов Л.Л., Лигачев Ю.И., отв. Ред. Попов Л.Л. 2РГ-пресс2, 2019.
10. Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н. Нормы КоАП РФ в синтезе права, социологии и психологии. «Административное право и процесс», 2022, № 6.