Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы
Нарушение письма – это одна из наиболее частых патологий среди уча-щихся младших классов.
Под дизорфографией понимают специфическое, стойкое нарушение письма, характеризующееся трудностями усвоения орфографических знаний, умений и навыков вследствие недоразвития как речевых, так и неречевых функций в сроки, установленные программой по русскому языку.
Проблему нарушений письменной речи начали изучать еще в конце -начале века. В конце века данную патологию связывали с общим слабоумием и отсталостью ребенка. Лишь в 1896 году В.Морган впервые опи-сал случай дисграфии у ребенка с нормальным интеллектом, после чего такие исследователи как А. Куссмауль и О. Беркан стали рассматривать нарушения письменной речи как самостоятельную патологию.
В отечественной истории первые педагогические работы по изучению нарушений письма стали появляться у Р. Е.Левиной, где были показаны си-стемные взаимосвязи формирования устной и письменной речи.
Затем такие ученые-педагоги, как Л.Н. Ефименкова, Л.Г. Парамонова, связывали дисграфию с недоразвитием устной речи: несформированностью фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Почти по-ловина детей (от 10,5 до 55,5% детей), по данным Л.Г. Парамоновой, имеют тот или иной вид дисграфии.
В настоящее время такие современные нейропсихологи, как Л. С. Цвет-кова, А. Н. Корнев, Т. В. Ахутина и др., считают, что большинство детей с дисграфией отличаются от своих сверстников состоянием нервно-психиче-ского здоровья. Патология письменной речи часто возникает на фоне цере-бральной недостаточности, а также сопровождается когнитивными, неврозо-подобными и психоорганическими нарушениями (эмоционально-волевой не-зрелостью, низкой умственной работоспособностью, повышенной утомляемо-
стью, затруднением произвольной концентрации внимания и др). Всё вышеиз-ложенное необходимо учитывать педагогу, логопеду, нейропсихологу и роди-телям ребенка.
Кроме того, в веке в связи с ростом межнациональных браков по-явилась проблема дисграфии по причине билингвизма детей, которая также исследуется специалистами (Т.А. Бочкарева, С.И. Железняк).
Многие отечественные логопеды связывают недостаточность речевых функций как один из центральных механизмов нарушений письма.
Из вышеизложенного следует, что исследование данного вопроса оста-ется приоритетной задачей у педагогов, логопедов и нейропсихологов.
Целью данной контрольной работы является изучение дизорфогра-фии с теоретической и практической точки зрения у младших школьников, и программа по ее коррекции.
Для достижения поставленной цели необходимы следующие задачи:
1) Изучить литература по данному вопросу
2) Исследовать состояние письменной речи у двух обучающихся 3-4 классов (с заполнением речевых карт и приложением письменных работ де-тей).
3) Разработать перспективный план коррекционно-логопедической работы по преодолению дизорфографии (на каждого ребёнка).
Задание 1. Особенности овладения орфографическими навыками младшими школьниками.
Одной из актуальных проблем в современной школе, а также на протя-жении ее исторического развития, является орфографическая грамотность учеников. Известно, что именно в начальной школе закладываются основы всех лингвистических знаний и умений, поэтому решению проблемы орфогра-фической грамотности должно быть уделено большее внимание именно у уче-ников младшего школьного возраста.
На основе так называемого орфографического навыка базируется орфо-графически правильное письмо, то есть умение находить и узнавать явления языка. Орфографический навык помогает пишущему остановиться, заду-маться, проверить себя, когда это надо.
На самом деле, навык орфографии достаточно сложен. Орфографиче-ский навык возникает после долгих упражнений и базируется на навыке письма, умении анализировать слово с фонетической стороны, умении уста-навливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требу-ющую проверки, а также на умении подвести орфограмму под соответствую-щее ей правило [13, .10-12].
Орфографический навык и условия его формирования
Орфографические навыки детей младшего школьного возраста форми-руются с помощью автоматизированной компоненты сознательной деятельно-сти, вырабатываются в процессе ее выполнения, то есть навык основывается на сознательном применении определенных правил и лишь затем в процессе упражнений подвергается автоматизации.
Формирование орфографических навыков – сложный и длительный про-цесс, для которого школьнику необходимы теоретические знания для обосно-вания написания слова.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологи-ческий подход. – СПб: Питер, 2008. – 320с.
2. Бочкарева, Т.А. Преодоление смешанной формы дисграфии у младших школьников-билингвов с общим недоразвитием речи // - Школьный логопед. – 2017. - №2. – С. 3-6
3. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 320с.
4. Жедек, П. С. О структуре орфографического действия // Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. – Линка-Пресс, 1994 - С. 134.
5. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 – 330с.
6. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: РУДН, 2007. – 83с.
7. Львов М. Р., Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издатель-ский центр «Академия», 2007. – 464 с.
8. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррек-ция – СПб.: ДЕТСТВО, 2006. – 128с.
9. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у де-тей. - СПб.: Лениздат: Союз, 2001. - 238с.
10. Прищепова И.В., Логопедическая работа по коррекции дизорфогра-фии у младших школьников. – СПб.: Изд. РГПУ им.А.И.Герцена, 2001 – 63с.
11. Савельева Н.А. Работа над формированием навыков грамотного письма. // Начальная школа. - 1997. - №1. - С.49-53.
12. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: наруше-ние и восстановление – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Московского психо-лого-социального института, 2005. – 360с.
13. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПД.01 «Русский язык», Специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании Москва 2020, с.32