Фрагмент для ознакомления
2
Заикание представляет собой достаточно распространенный речевой не-достаток, говорящий при котором испытывает специфические затруднения в произношении фраз, слов. Речь говорящего прерывается характерными запин-ками, остановками, повторами отдельных слогов, звуков и слов. Образуются данные затруднения только в речевом общении. Вне его, прерывистость речи отсутствует. Такой речевой дефект как заикание не ограничивается лишь су-дорожными спазмами мышц, которые участвуют в акте речи, то есть не высту-пает только двигательным расстройством, хотя и очень сложным по своему патогенезу. В условиях современности проблема воспитания и обучения детей с заиканием становится особенно значимой.
По статистическим данным, лишь 10 % новорожденных появляются на свет полностью здоровыми. Все остальные дети имеют микроорганические поражения или отчетливо выраженную патологию. Отдельную категорию со-ставляют аномалии развития, которые сопровождаются нарушением речи, что неизбежно влечет за собой и отставания в развитии.
В настоящее время интерес к проблеме заикания не спадает, кроме того, начиная с 1994 года на регулярной основе проходят Международные симпо-зиумы, которые посвящены только данной проблеме. Эти научные конгрессы собирают свыше тысячи ученых из стран всего мира. Также регулярно изда-ется специальный международный журнал «Fluen y Disorders» («Нарушение плавности»), который также непосредственно посвящен данной проблеме. Значительный интерес ученых всего мира к проблеме заикания также указы-вает на ее актуальность в настоящее время.
Цель: изучить феноменологию заикания.
Задачи:
1. рассмотреть понятие заикания;
2. описать этиологию заикания;
3. исследовать феноменологию заикания и локализацию судорог.
1. Понятие заикания
Заикание является нарушением темпо-ритмической организации речи, которое обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Про-блему заикания принято считать одной из самых древних. Самое разнообраз-ное понимание его сущности, определившей уровень развития позиций и науки, с которыми авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства также различен.
В заикании в древние времена преимущественно рассматривали бо-лезнь, которая связана с накоплением в головном мозге влажности (Гиппо-крат) или некорректном соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в периферическом или центральном отделах речевого аппарата, при заикании также признавали Цельс, Гален и Авиценна. На границах – вв. заикание пытались объяснить в виде не-совершенства периферического аппарата речи. Так, в качестве примера, Сан-торини отмечал, что заикание образуется при отверстии в твердом небе, слизь через которое просачивается на язык и тем самым затрудняет речь. Вутцер объяснял заикание ненормальным углублением в нижней челюсти, в которой скрывается кончик языка при своем движении; Эрве–де–Шегуа – неправиль-ным соотношением между полостью рта и длиной языка или плотным при-креплением его слишком короткой уздечкой [4, с. 128].
Многие исследователи заикание связывали с нарушениями в функцио-нировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Шуль-тесс, Арнот); очень быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокращение мышц, которые удерживают язык в полости рта (Ли, Диффенбах, Итар); несо-гласованность процессов речи и мышления (Блюме); несовершенство воли че-ловека, которая воздействует на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель) и т.д.
К началу ХХ в. все многообразие понимания механизмов представляется возможным свести к трем основным теоретическим направлениям:
1. Заикание представляет собой спастический невроз координации, который исходит от раздражительной слабости речевых центров. Это было
наиболее отчетливо сформулировано в работах И. А. Куссмауля, Г. Гутцмана, а далее в трудах И.А. Сикорского. Последователи данной теории изначально отмечали врожденную раздражительную недостаточность аппарата, который управляет слоговой координацией. Далее заикание они объясняли, как невро-тизм: заикание являются судорогоподобными спазмами.
2. Заикание представляет собой ассоциативное нарушение психоло-гического характера. Данное направление было выдвинуто Э. Фрешельсом и Т. Гепфнером. Сторонниками были Г. Д. Неткачев, А. Либманн, Ю.А. Флорен-ская. Именно психологический подход к пониманию заикания получил свое последующее развитие.
3. Заикание в виде подсознательного проявления, развивающееся на основании психических травм, конфликтов с окружающей средой. Привер-женцы данной теории были Шнейдер, А. Адлер, они считали, что в заикании, проявляется желание индивида избежать любой возможности соприкоснове-ния с окружающими и возбудить сочувствие всех окружающих при помощи такого демонстративного страдания [3, с. 241].
Исходя из этого поэтому, в конце начале – в. все сходятся в од-ном мнении, что заикание – психофизическое расстройство.
Таким образом механизмы возникновения заикания неоднородны. В од-ном случае заикание толкуется, как сложное невротическое расстройство, ре-зультат ошибки нервных процессов в корне головного мозга, в другом случае – это сложное невротическое расстройство, являющееся результатом зафикси-рованного рефлекса неправильной речи, возникшей вследствие речевых за-труднений разного генеза, в третьем – как функциональное расстройство речи, появившееся в результате общего и речевого дизонтогенеза и дисгармонич-ного развития личности, в четвертом – механизм заикания можно объясняется как органические изменения центральной нервной системы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белякова Л. И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. – М.: Эксмо – Пресс, 2013 – 320с.
2. Власова Н. А., Беккер К. П. Этиология заикания // Заикание. М.: Медицина, 2018. С. 11-15.
3. Заикание // Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018 -480 с.
4. Зееман М. Заикающиеся дети // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2т. Т.1, раздел 5 / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2007. – 401с.
5. Либманн А. Патология и терапия заикания и косноязычия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2т., Т.1, раздел 5 / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 395с.
6. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. Практический материал для работы с заикающимися. – М.: Эксмо – Пресс, В. Секачев, 2012 -192 с.
7. Парамонова Л.Г. О заикании. Профилактика и преодоление недуга: М.: Детство– Пресс,2010 -128 с.
8. Поварова И.А. Заикание. Диагностика и коррекция темпо-ритмических нарушений устной речи. – М.: Речь, 2015 -290 с.
9. Сикорский И.А. Заикание. – М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2016 -192с.
10. Филатова Ю.О. Заикание: проблемы теории и практики. Коллективная монография. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 746 c.