Фрагмент для ознакомления
2
В данной работе необходимо произвести расчеты для определения различных показателей безопасности автотранспортного средства. Задание к выполнению практических расчетов определяется последними цифрами номера зачетной книжки.
Обгоняющий автомобиль – 4
Обгоняемый автомобиль – КАМАЗ-6560
с параметрами:
длина автомобиля 4 2500 1= м 2500
длина автомобиля КАМАЗ 6560 2= м 7450
коэффициент сцепления шин с дорогой: ????=0,35−0,45 (влажное покрытие)
коэффициент сопротивления качению: =0,03
продольный угол подъема дороги: ????????=2°
скорость обгоняемого автомобиля: =65 км/ч
ускорение при обгоне: ????=0,9 м/с2
1. Компоновочные параметры автомобиля и их влияние на безопасность дорожного движения
1.1 Расчет ширины динамического коридора
Под динамическим коридором автотранспортного средства понимается ширина полосы дороги (проезжей части), необходимой для его безопасного движения с заданной скоростью.
На прямолинейном участке динамический коридор определяют по эмпирическим формулам следующего типа:
(1)
где: - коэффициент, зависящий от квалификации водителя и его психофизиологического состояния, 0,015 - 0,054;
- габаритная ширина автомобиля. ;
- скорость движения автомобиля, .
Значения берем по заданию. В нашем случае ширина автомобиля 4 равна 1,85 . Скорость движения задается в интервале от 10 до 100 км/ч.
Расчетные значения , , полученные по формуле (1), указаны в таблице 1, по ним построен график зависимости динамического коридора от скорости автомобиля - .
Таблица 1.Значения в зависимости от
10 20 40 60 80 90 100
2,77 5,55 11,11 16,6 22,22 25 27,77
2,25 2,34 2,53 2,72 2,92 3,01 3,1
Рисунок 1 – График зависимости Вк=????(????)
На криволинейном участке дороги ширину проезжей части (динамический коридор) можно вычислить на основе данной схемы движения одиночного автомобиля на криволинейном участке
Из этой схемы очевидно, что
(2)
где: и , - наружный и внутренний габаритные радиусы поворота автомобиля;
- габаритная ширина проезжей части дороги в статике, т.е. без учета скорости и поправочного коэффициента (запаса), принимаемого в расчетах равным 0,3 .
Как известно, средний радиус поворота (траектория движения точки пересечения оси заднего моста и продольной оси автомобиля) определяется по формуле
(3)
где: - база автомобиля, . В нашем случае для автомобиля 4 она составляет 2,5;
- угол поворота управляемых колес, град.
Задаваясь величиной угла , по формуле (3) определяем
Полученные значения заносим в таблицу 2.
Из схемы видно, что
????в=????????????−Ва2;
????н=√(????+????1)2+(????в+Ва)2 (4)
где: С1 – передний свес автомобиля.
В нашем случае для автомобиля 4 он составляет 0,9 м.
Расчетные значения ????в, ????н и Вк, вычисляем по формулам (2-4)
Для угла поворота управляемых колес 2о:
????в=71,63−1,85 2=70,705 м????н=√(2,5 +,9)2+(70,705+1,85)2=72,635 м Вк=72,635−70,705=1,93 м
Для угла поворота управляемых колес 4о:
????в=35,77−1,85 2=34,845 м
????н=√(2,5 +,9)2+(34,8455+1,85)2=36 м Вк=36,852−34,845=2,007м
Для угла поворота управляемых колес 8о:
????в=17,8−1,85 2=16,875 м????н=√(2,5 +,)2+(16,875+1,85)2=19,031 м Вк=19,031−16,875=2,156 м
Для угла поворота управляемых колес 12о:
????в=11−1,85 2=10,845 м????н=√(2,5 +)2+(10,845+1,85)2=13,142 м Вк=13,142−10,845=2,297 м
Для угла поворота управляемых колес 16о:
????в=8,723−1,85 2=7,798 м????н=√(2,5 +,)2+(7,798+1,85)2=10,23 м Вк=10,23−7,798=2,432 м
Для угла поворота управляемых колес 20о:
????в=6,872−1,85 2=5,947 м????н=√(2,5 +,)2+(5,947+1,85)2=8,506 м Вк=8,506−5,947=2,559 м
Для угла поворота управляемых колес 24о:
????в=5,618−1,85 2=4,693 м????н=√(2,5 +,)2+(4,693+1,85)2=7,374 м Вк=7,374−4,693=2,681 м
Полученные данные заносим в таблицу 2
Для расчета динамического коридора Вк на криволинейном участке, в зависимости от скорости и угла поворота управляемых колес, значения ???? задаются с учетом показателей устойчивости АТС, а предельное значение ???? задается по техническим характеристикам автомобиля.
Значения Вк, рассчитываются по формуле (1), подставляя вместо Ва значения В′к.
Вк=????⋅????+В′к+0,3
Для скорости движения 10км/ч:
Вк20=0,0345⋅2,77+1,93+0,3=2,326 мВк40=0,0345⋅2,77+2,007+0,3=2,403 мВк80=0,0345⋅2,77+2,156+0,3=2,552 мВк120=0,0345⋅2,77+2,297 +0,3=2,693 мВк160=0,0345⋅2,77+2,432 +0,3=2,828 мВк200=0,0345⋅2,77+2,559+0,3=2,955 мВк240=0,0345⋅2,77+2,681+0,3=3,077 м
Для скорости движения 20км/ч:
Вк20=0,0345⋅5,55+1,93+0,3=2,421 мВк40=0,0345⋅5,55+2,007+0,3=2,498 мВк80=0,0345⋅5,55+2,156+0,3=2,647 мВк120=0,0345⋅5,55+2,297 +0,3=2,788 мВк160=0,0345⋅5,55+2,432 +0,3=2,923 мВк200=0,0345⋅5,55+2,559+0,3=3,05 мВк240=0,0345⋅5,55+2,681+0,3=3,172 м
Для скорости движения 40км/ч:
Вк20=0,0345⋅11,11+1,93+0,3=2,613 мВк40=0,0345⋅11,11+2,007+0,3=2,69 мВк80=0,0345⋅11,11+2,156+0,3=2,839 мВк120=0,0345⋅11,11+2,297 +0,3=2,98 мВк160=0,0345⋅11,11+2,432 +0,3=3,115 мВк200=0,0345⋅11,11+2,559+0,3=3,242 мВк240=0,0345⋅11,11+2,681+0,3=3,364 м
Полученные данные заносим в таблицу 2 и строим графики зависимости динамического коридора от угла поворота управляемых колес при разных значениях скорости автомобиля (рисунок 2).
Таблица 2. Расчетные значения параметров для определения Вк, на криволинейном участке дороги.
Показать больше