Фрагмент для ознакомления
1
Введение.......................................................................................................... 3
1. Понятие и причины появления детей с физическими недостатками............4
2. Классификация физических недостатков детей..............................................5
3. Особенности влияния физических недостатков на психическое и физическое развитии детей.............................................................................10
3.1 Особенности детей с дефектами слуха...............................................9
3.2. Особенности детей с дефектами зрения...........................................13
3.3 Особенности детей с ДЦП..................................................................16
Заключение.................................................................................................... 20
Список источников и литературы....................................................................21
Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире человеческое общество поставлено в условия, когда обострение политических, экономических, социальных, экологических проблем, ведет к ухудшению физического, психического, духовного состояния людей. В этих условиях на первый план выдвигается главная для общества проблема - проблема здоровья будущего поколения.
Актуальность темы исследования состоит в том, что число детей с нарушениями в развитии неуклонно растет. В наши дни примерно 4,5% от общего числа детей, проживающих на территории России, относится к лицам с ограниченными возможностями. Этому есть ряд причин: тяжелое материальное положение отдельных семей и общества в целом, в ряде случаев отсутствие нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп, разрушение института семьи, а также, как ни парадоксально, успехи медицины в выхаживании новорожденных, лечении детей с тяжелыми пороками развития. Из десяти младенцев лишь у двух показатели физического здоровья соответствуют норме.
Предмет исследования - дети с физическими недостатками.
Объект исследования – особенности детей с физическими недостатками.
Задачи:
• Сформулировать понятие «дети, имеющие физические недостатки».
• Проанализировать причины появления детей с физическими недостатками.
• Определить, по каким признакам классифицируются дети с ОВЗ.
• Выявить особенности влияния физических недостатков на психическое и физическое развитие детей.
• Понятие и причины появления детей с физическими недостатками
В Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» приводится определение понятия физических недостатков в развитии. Физический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека, либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
К детям с физическими недостатками (с ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ) относят тех, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития.
Понятие «ребенок с ОВЗ» предполагает наличие серьезных отклонений в развитии. Отклонения возникают в процессе внутриутробного, послеродового развития или в результате действия наследственных факторов. В зависимости от причин возникновения аномалий и нарушения развития их подразделяют на врожденные и приобретенные.
Врожденные нарушения, в свою очередь делятся на:
• Внутриутробные.
• Наследственные.
К группе внутриутробных нарушений относятся факторы, вызывающие
заболевания матери в период беременности: токсикозы, интоксикация, нарушение обмена веществ, иммунопатологические состояния и многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремит стремительные роды, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода и др.). Помимо указанных факторов негативную роль играют некоторые химические вещества, радиоактивное излучение.
Наследственные нарушения образуются при передаче родителями поврежденных генов. Они характеризуются разнообразными наследственно обусловленными отклонениями в обмене веществ. Нарушение хромосомного набора генов родителей могут привести к наследованию некоторых форм.
Приобретенные нарушения делятся на:
- природовые и
- послеродовые поражения организма.
К природовым нарушениям, как правило, относятся механические поражения плода, связанные с неблагоприятным течением родов: длительных, затяжных или быстрых, стремительных.
К послеродовым нарушениям относятся последствиями перенесенных в детстве заболеваний и травм.
Таким образом, физические недостатки детей – это нарушения функционирования органов, что приводит к нарушениям развития. Физические недостатки могут быть врожденными и приобретенными.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья : методические рекомендации / ГБОУ ДПО «ИРОСО» ; сост. Т. А. Титеева. – Южно-Сахалинск, 2018. - 98 с.
2. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога /Т.Б Епифанцева и др. - Ростов – на Дону: Феникс, 2008.- 564 с.
3. Зельдин, Л.М. Развитие движения при различных формах ДЦП [Электронный ресурс] / Л. М. Зельдин. – Эл. изд. – Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 137 с.). – М.: Теревинф, 2016.
4. Обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии: опыт использования альтернативной и дополнительной коммуникации : сборник статей / под ред. А. Ю. Артамоновой. – Санкт- Петербург, 2018. – 174 с.
5. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях:
Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина //Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 64 с.
6. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 464 с.
7. Танцюра, С.Ю. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии: методические рекомендации / С.Ю. Танцюра, С.И. Кононова. – М.: ТЦ «Сфера», 2019. – 64 с.
8. Танцюра, С.Ю. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ : методические рекомендации / С. Ю. Танцюра, С. М. Мартыненко, Б. М. Басангова. – М.: ТЦ «Сфера», 2020. – 64 с.
9. Цветкова, Г.В. Тьюторское сопровождение образовательного процесса: технология смыслопоисковой деятельности /Г.В. Цветкова. – М.: Учитель, 2021. – 138 с.
10. Фомичева, Л.В. Технологии коррекционной работы с детьми с нарушением зрения: [пособие для студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»] / Л.В. Фомичева, А.Н. Кисткина, А.М. Погумирская, А.Г. Фомичева. – Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2019. – 43, [2] с.