Фрагмент для ознакомления
2
Задание 2.1. Перечислите навыки здорового образа жизни человека, которые доступны для формирования у обучающихся в процессе образования в начальной школе и приведите пример формирования одного какого-либо навыка.
Решение:
1) Составляющими здорового образа жизни являются:
1. режим труда и отдыха;
2. искоренение вредных привычек;
3. Оптимальный двигательный режим;
4. Личная гигиена;
5. Закаливание;
6. Рациональное питание.
2) Отдельные группы навыков, доступных для младших школьников каждого класса – первого, второго, третьего и четвертого.
Первый класс: следить за носовым дыханием, снимать нервное и мышечное напряжение с помощью дыхательных упражнений, очищать от остаточного воздуха легкие и головной мозг, укреплять голосовые связки с помощью звуковой гимнастики, выполнять гигиенические требования по уходу за кожей тела, лица и рук, умело делать самомассаж для предотвращения простудных заболеваний, делать различные физические упражнения (для улучшения кровообращения, для сохранения осанки, для развития пластичности), соблюдать гигиенические правила с помощью мамы.
Второй класс: самомассаж шеи, горла, носа; некоторые дыхательные упражнения; дыхательную паузу, водные процедуры, массаж кистей рук и стоп ног.
Третий класс: с помощью учителя (проводить диагностику своего здоровья, вести паспорт своего здоровья и дневник наблюдения, предотвращать простудные заболевания, выполнять упражнения для снятия стресса, делать упражнения для снятия утомляемости с глаз); самостоятельно (точечный массаж, массаж лица, шеи, горла, ушей; чистить зубы, закаливание, дыхательные упражнения для снятия усталости).
Четвертый класс: правила соблюдения гигиены ушей, рта, носа, кожи, регулярно, выполнение дыхательных упражнений.
3) Формирование навыка «Снятие эмоционального напряжения» у младших школьников
В содержание составляющей здорового образа жизни «Личная гигиена» входит компонент «правильное чередование умственного и физического труда». Современный урок характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность
длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Можно выделить следующие формы и методы снятия физического и психологического переутомления у детей:
• игровые моменты;
• физкультминутки;
• релаксация в конце урока.
К приемам снятия эмоционального напряжения на уроках относятся физминутки. Включать в урок физкультминутки лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока. Учащимся необходимы физминутки на уроке, которые позволяют им передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Виды физкультминуток: гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев и различные упражнения, которые улучшают кровообращения головы, упражнения для снятия статического напряжения или просто разминку.
Одной из форм эффективной помощи выступают психокоррекционные методы, способствующие саморазвитию и самовосстановлению – коррекционные упражнения Е.Джекобсона.
Важно правильно организовать работу класса:
1. Учебные занятия проводить в режиме смены динамических поз.
2. Наглядный материал желательно располагать по всему классу, а не только на доске.
3. Использовать на уроках физминутки, упражнения для снятия общего утомления, для кистей рук, для коррекции осанки, улучшения зрения и др.
Общие выводы для предотвращения напряжения у младших школьников:
• рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
• количество видов учебной деятельности - должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;
• в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
• обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
• необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
• производить целенаправленную рефлексию урока в итоговой его части.
Задание 2.2. В течение трех недель (21 дня) ведите дневник сна (см. таблицу 1 в приложении). По истечении этого срока проведите анализ своих записей и оцените качество своего сна с позиции трех показателей здорового сна:
Решение: На основании заполненного дневника, мною был проведен анализ и сделаны следующие выводы:
1. В целом я быстро засыпаю (в среднем это происходит в течении 5 минут), это связанно с ранним подъемом и активностью в течении дня, однако в выходные дни мне не всегда удается быстро уснуть и засыпаю я в эти дни на 1-2 часа позже обычного.
2. Сон можно охарактеризовать как крепкий, во время сна я устраняю внешние раздражители (тишина в комнате, свет везде отключен, плотные шторы на окнах), в основном в течении ночи я не просыпаюсь.
3. В целом я достаточно легко просыпаюсь, однако после выходных, когда режим несколько сбивается, я испытываю затруднения с подъёмом и встаю по будильнику.
4. Качество сна можно оценить в 3 балла - мой сон скорее здоровый, чем нездоровый, данный вывод можно сделать на основании следующих данных:
Средняя продолжительность моего сна - 8 часов.
Для того чтобы выспаться мне необходимо спать не менее 7 часов и ложиться не позднее 00:00 часов.
Чаще всего я ложусь спать в 23:00, а просыпаюсь в 7:00.
Чаще всего я вижу и помню свои сны, мне редко снятся кошмары. За время ведения дневника, мне единожды приснился страшный сон, скорее всего это случилось из-за просмотренного триллера перед сном.
Продолжительность сна в будний и выходной день практически неизменна, максимальная разница (1 час), однако в выходные дни я ложусь спать на 1-1,5 часа позже и встаю соответственно тоже позже.
Перед сном я стараюсь не сидеть в телефоне, а предпочитаю принять ванну, почитать книгу или выполняю необходимые по учебе задания. В выходные дни я стараюсь чаще гулять перед сном, либо смотрю фильмы.
Моя профессиональная деятельность в целом не влияет на сон, я стараюсь в любом случае придерживаться режима. Однако, когда выдается загруженный день, я засыпаю быстрее.
Для оздоровления своего сна я проветриваю комнату, и устраняю все раздражающие факторы (отключаю звук на телефоне, свет везде отключен, плотные шторы на окнах).
Как правило я смотрю фильмы или какие-либо видео в интернете в выходные дни или в течении дня, а перед сном стараюсь оградить себя от данного времяпрепровождения. Я замечаю, что после этого мне сложнее уснуть.
Как правило, я ужинаю за 2-3 часа до сна.
Мне было интересно заполнять дневник, дневник позволил мне отследить динамику моего сна и показал, какие факторы оказывают влияние на мой сон.
Задание 2.3. В течение трех недель (21 дня) ведите дневник питания (см. таблицу 2 в приложении). По истечении этого срока проведите анализ своих записей и оцените качество своего питания с позиции представленных ниже критериев природосообразного питания.
Решение: на основании заполненного дневника мною сделаны следующие выводы.
В целом мое питание можно оценить, как сбалансированное, в нем сочетаются углеводы (крупы, овощи, фрукты, хлеб), белки (мясо, молочная продукция, растительные белки) и жиры (орехи, масло) и соответствующее возрасту.
В моем рационе достаточное количество витаминов и микроэлементов за счет включения в рацион овощей и фруктов, молочной продукции.
Режим питания у меня стабильный (стараюсь есть в одно и тоже время), количество приемов еды 3 раза (завтрак, обед и ужин). К каждому приему пищи я испытываю легкое чувство голода. В основном я стараюсь не питаться полуфабрикатами, а есть самостоятельно приготовленную пищу. В целом я не ограничиваю себя в каких-либо конкретных продуктах, но предпочтение отдаю здоровой еде (стараюсь исключить фастфуд и газированные напитки). Я стараюсь соблюдать определенные правила по времени приема тех или иных продуктов. Так, например, на завтрак сложные углеводы, на обед белки, жиры и углеводы (самый большой прием пищи), а на ужин белок и клетчатка в виде овощей. Размер порций во время приема 250-300 грамм. Время приема пищи зависит от пробуждения, но как правило первый прием происходит через 40 минут после пробуждения.
На прием пищи я выделяю 15-20 минут и стараюсь тщательно ее пережевывать. Перед завтраком я выпиваю стакан воды и через 30 мин начинаю первый прием, ужинать стараюсь на два-три часа до сна.
Я стараюсь соблюдать водный баланс и пью достаточное количество (около 1,5 литров) воды, однако не отслеживаю этот процесс по времени.
Я много двигаюсь в течении дня, как правило КБЖУ дня не превышает количества моих энергозатрат.
Питание безусловно оказывает влияние на мое эмоциональное состояние и усталость. Так, например, я замечаю, что есть в моем рационе уменьшается количество углеводов, то мне не хватает энергии и я быстро утомляюсь.
Я считаю, что качество моего питания можно оценить в 4 балла - моё питание безусловно соответствует правилам здорового, природосообразного (то есть соответствующего природным потребностям моего организма) питания.
Приложение к практической работе 2 ЭУМК ОЗТОвСОО
Дневник сна
Дата Время засы-пания Время пробуж-дения Деятельность перед сном Продолжи-тельность сна Качество засыпания Качество просыпания Качество сна Состояние перед сном Наличие сновидений Примечание
1. 11.02.-12.02 00:30 9:00 Сидел в телефоне 8,5 часов Засыпал долго Долго не мог встать Сон был прерывистый Спать не хотелось Сновидения были, не помню что снилось Записал дневник утром 12.02
2. 12.02-13.02 23:00 7:00 прогулка 8 часов Заснул быстро Встал по будильнику с трудом Сон был глубокий Очень хотел спать, много прошел во время прогулки Сновидения были ясные. Записал дневник утром 13.02
3. 13.02-14.02 23:00 7:00 Выполнял задания по учебе 8 часов Заснул быстро Встал по будильнику, но легко Сон был глубокий Хотелось спать Сновидения были ясные, положительные Записал дневник утром 14.02
4. 14.02-15.02 23:00 7:00 Чтение книги 8 часов Заснул быстро Встал легко Сон был глубокий Хотелось спать Сновидения были ясные, положительные Записал дневник утром 15.02
5. 15.02-16.02 23:30 7:00 Выполнял задания по учебе 7,5 часов Заснул быстро Встал по будильнику с трудом Сон был глубокий Хотелось спать, но нужно было доделать работу Сновидения были, но не помню о чем Записал дневник утром 16.02
6. 16.02-17.02 23:00 7:00 Чтение книги 8 часов Заснул быстро
Показать больше