Фрагмент для ознакомления
2
В научной литературе нет единой концепции понятия нормативного правового акта. В теории права существуют различные подходы к определению понятий "правовой акт" и "нормативный правовой акт", что приводит к различным толкованиям и ошибкам при разграничении нормативных и ненормативных актов. По мнению ученых, отсутствие четких критериев определения нормативности правовых актов на законодательном уровне может вызвать определенные трудности для правоприменительной, в том числе судебной практики. Это приводит к правовой неопределенности норм, ошибкам в юридических методах и несоблюдению порядка принятия правовых актов, что свидетельствует об актуальности поставленных вопросов и необходимости изучения проблем определения нормативности правовых актов1.
Для понимания смысла и содержания анализируемых терминов, несомненно, необходимо обратиться к их доктринальному толкованию. В научной литературе серьезное внимание уделяется изучению юридической природы правовых актов.
По мнению С.С. Алексеева, правовой акт - это формальное (устное) оформление и внешнее выражение воли государства, его органов и уполномоченных лиц, выступающее носителем содержательных элементов правовой системы: правовых норм, правовой позиции практики, индивидуального предписания и самостоятельного решения лица.
Ю.А. Тихомиров и И.В. Котылевская рассматривают правовой акт как документ, принятый компетентным юридическим лицом (государственным органом, органом местного самоуправления, органом непосредственной демократии), который является официальным и обязательным, выражает власть и направлен на регулирование общественных отношений.
Ю.В. Гайворонская считает, что правовой акт - это проявление воли управомоченного субъекта, которое облекается в определенную форму,
совершается в случаях, предусмотренных законом, и порождает определенные правовые последствия по прямому указанию закона.
Е.А. Юртаева утверждает, что "правовые акты устанавливают нормы поведения для широкого круга субъектов или для отдельного лица. Эти нормы носят обязательный характер. Правовой акт как документ, устанавливающий содержание решения общественной проблемы, является одним из основных инструментов правового регулирования деятельности в рамках национального государства, его самостоятельных территориальных частей или предприятий"1.
Согласно ст.15 (ч.1 и 3), 90, 105-108 и 125 (ч. 2) Конституции РФ нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному круг лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения.
Неоценимое значение для правотворческой и правоприменительной деятельности приобретают разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. Так в п.2. Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 №502 суд определил признаки, по которым рекомендуется отличать нормативные и ненормативные правовые акты, оспариваемые в суде, к ним относятся:
-обнародование акта компетентным государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом в установленном порядке;
-наличие правовых норм (кодексов поведения), обязательных для неопределенного круга лиц;
-наличие правовых норм (правил поведения), направленных на регулирование общественных отношений, изменение или прекращение существующих правоотношений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.04.2023
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.1997 № 17-П "По делу о проверке конституционности Постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 г. № 1090-1 ГД "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и от 11 октября 1996 г. № 682-II ГД "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 47. - Ст. 5492
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 № 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.04.2023
5. Беляев В.П. Судебный контроль в системе государственного контроля: общетеоретический формат / В. П. Беляев, М. А. Умарова. – М., 2021. – 208 с.
6. Бурашникова Н.А. Судебный контроль за соблюдением права на свободу и личную неприкосновенность в административном судопроизводстве / Н. А. Бурашникова. – М., 2021. – 224 с.
7. Бурмистрова С.А. Защита правовых интересов в гражданском и административном судопроизводстве / С. А. Бурмистрова. – М., 2020. – 280 с.
8. Вороненков, Д. Н. Правосудие и судебный контроль / Д.Н. Вороненков. М., 2011. -221 с.
9. Луценко П.А. Судебный контроль в досудебном производстве по уголовным делам: проблемы теории и практики / П. А. Луценко; Воронеж, 2018. – 132 с.
10. Никитин С.В. Судебный контроль за законностью нормативных правовых актов: Учебное пособие / С. В. Никитин. – 1-е изд.. – М. 2020. – 163 с.
11. Махина С.Н. Теоретические и практические вопросы предъявления административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим // Журнал административного судопроизводства. – 2016. – № 2.
12. Тимошина Е.В., Краевский А.А. Критерии нормативности интерпретационных правовых актов в российской судебной практике // Правоприменение, -2022. – С.220-243