Фрагмент для ознакомления
2
В каждой современной торговой организации определенная специализация предполагает вертикальное и горизонтальное разделение труда и, соответственно, связанное с этим делегирование ответственности и прав. Как результат – в любой организации формируется конкретная организационная структура управления (далее по тексту – ОСУ). Организационная структура управления является элементом стратегии и предполагает формализованную структуру ролей и должностей, отражающую внутреннее строение конкретной организации [2, с.99]. К примеру, ОСУ магазина – это четко формализованная структура ролей и должностей: директор, товароведы и пр.
Выделим факторы, определяющие ОСУ:
стратегия организации;
размер организации;
динамика изменений внешней среды организации;
динамика изменений внутренней среды;
географическое положение организации, а также ее филиалов;
торгово-технологический процесс;
глубина и широта ассортимента реализуемых товаров;
уровень квалификации руководителей и подчиненных и их личное отношение к работе;
методы управления конкретной организацией;
сформированная система информации;
готовность персонала торговой организации к запланированному совершенствованию ее внутренней структуры;
все виды необходимых ресурсов.
Отметим, что ОСУ компании определяет задачи, которые возлагают на конкретных сотрудников, распределяет между ними ответственность и обязанности. Для целей построения ОСУ, прежде всего, необходимо определить задачи, стоящие перед компанией.
Стоит уточнить, что задачи торговой организации подразделяются на четыре основные категории:
административный менеджмент, либо операции,
управление магазинами,
управление товаром,
стратегический менеджмент.
За качественное выполнение каждого типа задач несут ответственность отдельные менеджеры.
Приведем пример, решения по разработке стратегии деятельности в основном принимают руководители высшего звена управления: президент, также вице-президенты и совет директоров (в акционерных обществах), который представляет интересы акционеров, исполнительный директор.
При этом ответственность за реализацию стратегических планов, задачи по управлению, закупкам товаров возлагаются на определенных оперативных менеджеров, которые принимают решения, напрямую влияющие на показатели деятельности организации.
Сотрудники, занимающие должности административных менеджеров разрабатывают планы, составляют процедуры и предоставляют информацию для оперативных менеджеров. Отметим, что административную поддержку обеспечивают определенные специалисты по финансам, управлению персоналом, информационным системам управления, бухгалтерскому учету, маркетинговым исследованиям и рекламе.
ОСУ должна соответствовать стратегии организации [4, с.102].. Приведем пример, компании Price/Costco и Circuit City, ориентирующиеся на потребителей, чувствительных к ценам, заняты завоеванием максимальных ценовых конкурентных преимуществ. Для целей минимизации числа управляющих, большинство управленческих решений разрабатывается и принимается корпоративными менеджерами, которые работают в штаб-квартире. Подобная централизация представляется автору данной работы достаточно эффективной, когда региональные различия в существующих потребностях покупателей незначительны.
Отметим, что потребители, покупающие модную одежду, незначительно чувствительны к цене, при этом их вкусы очень индивидуальны. Розничные торговые организации, ориентирующиеся на таких привередливых покупателей, чаще всего, имеют большой штат персонала. В таком случае большинство решений принимается на уровне самого магазина. В подобных децентрализованных структурах существующие затраты на персонал больше, но они дают возможность увеличить объем продаж за счет того, что предложение услуг и товаров соответствует потребностям определенных локальных рынков.
Помимо этого, ОСУ организаций варьируются в зависимости от размера и типа самой компании.
Изобразим графически ОСУ и рассмотрим информационные связи руководителя и подчиненных разных уровней (рис.1).
Количество уровней управления определяет «этажность» организации. При прочих равных условиях «этажность» организации обратно пропорциональна общей эффективности организации, так как при большем количестве уровней имеется опасность значительного искажения информации, передаваемой в организации сверху вниз и в обратном направлении [1, с.87].
Рассмотрим коммуникации руководитель–подчиненный.
Проблемы обмена информацией между руководителем и подчиненным:
1) информационные перегрузки;
2) отсутствие вовлечения в решение вопросов у подчиненных;
3) конфликты между различными группами или отделами компании;
4) плохая мотивация;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Воропаев С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». – Москва: КолосС, 2017. – 246 с.
Гапоненко А. Л. Теория управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017 – 336 с.
Гомола А.И., Кириллов В.Е. Экономика / А.И., Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жаннин - М.: Академия. - 2017. - 336с.
Дафт Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт. – Санкт– Петербург: Питер; Питер Пресс, 2017. – 863 с.
Егоршин А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Н.Новг.: НИМБ, 2018. – 320 c.
. Основы менеджмента [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Эл. изд. – Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 234 с.). – Нижний Новгород: НОО "Профессиональная наука", 2018 – Режим доступа http://scipro.ru/conf/management.pdf. Сист. требования: Adobe Reader; экран 10'
Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте: Учебное пособие / В.Н. Попов. – М.: КноРус, 2018. – 240 c.
Тебекин А. В. Теория управления. Учебник – М.: Кнорус, 2017. – 342 с.
Теория менеджмента: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент / [авт.-сост. Л.Ф. Попова, М.Н. Яшина]. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017 –184 с.
Тимченко Т.Н. Системный анализ в управлении: Учебное пособие / Т.Н. Тимченко. – М.: Риор, 2017. – 704 c.