Фрагмент для ознакомления
2
Проблеме ограничений развития производства в отечественных экономических исследованиях уделяют недостаточно внимания, учитывая базисный характер этой проблемы, лежащий в основе наших стратегических целеустремлений и выработавшихся мер по их достижению. Систематизация ограничений требует серьезной аналитической проработки каждого из них, учитывая структурно-функциональную сложность их влияния на активизацию экономического подъема.
Ограничения развития экономики влияют на появление диспропорций институционального характера, угрожающих национальным интересам в этой области. К системным ограничениям можно отнести возможный дефицит или чрезмерную дороговизну природных ресурсов, являющихся источниками сырья и энергии для фирм и предприятий, а также географические и климатические особенности функционирования российской экономики.
К современным угрозам и вызовам необходимо отнести, прежде всего, неравные условия развития и конкуренции отдельных регионов России. Перечень ограничений изложен в докладе Минпромнауки России «Стратегия развития отраслей промышленности на период до 2023 г.».
Неравные условия конкуренции во многом обусловливаются стремлением региональных органов власти решить социальные проблемы, а также коррупцией.
Так, в промышленности региональные власти предоставляют неэффективным предприятиям скрытые субсидии за счет федерального бюджета (как правило, это связано с налоговыми платежами, расчетами за энергоносители). Цель этих субсидий - предотвратить закрытие предприятий и рост безработицы. В результате относительный уровень затрат эффективных компаний оказывается выше, они лишаются потенциала развития, инвестиционные возможности сокращаются. Региональные рынки часто захвачены низкоэффективными старыми фирмами, которые пользуются благоприятными для них особенностями нормативно-правовой среды и механизмов правоприменения, в частности при получении земельных участков и государственных заказов.
Неравенство условий конкуренции, связанное с региональными особенностями, имеет разные формы, в частности:
– неодинаковые ставки и режим налогообложения предприятий (с помощью региональных властей);
– неравные условия распределения земли и госзаказов;
– неравенство тарифов на энергоресурсы;
– неравенство административных требований к разным компаниям;
– неравные условия доступа к инфраструктуре, контролируемой государством.
Региональные и муниципальные органы власти часто применяют средства влияния на компании в виде противопожарных, санитарных, экологических и других проверок, контрольных санкций. Неравенство условий конкуренции в отдельных отраслях оказывает отрицательное влияние не только на отдельные компании, но и на регионы. Негативные факторы, формирующие рост в отдельных секторах экономики, замедляют развитие остальных отраслей, способствуя макро- и мезоэкономической нестабильности.
Макроэкономическая нестабильность и, как следствие, мезоэкономическая (региональная) нестабильность вызваны негативами бюджетного регулирования -государство тратит больше, чем собирает, что и обусловливает неравные условия конкуренции. Государство продолжает в скрытой форме субсидировать неэффективные предприятия в отраслях (тяжелая промышленность, радиоэлектроника и др.). Поступление налогов от непродуктивных фирм остается низким в силу их «особых» отношений с региональными властями.
Кроме основных причин нестабильности, обусловливающих неравенство конкуренции, можно выделить и второстепенные причины (в меньшей степени сдерживающие экономический подъем и несущие угрозы развитию регионов):
– проблемы в области корпоративного управления (борьба за передел собственности);
– ограничения мобильности рабочей силы, приводящие к обострению социальной напряженности в населенных пунктах с градообразующими предприятиями;
– недоверие к финансовым институтам;
– неразвитость транспортной инфраструктуры;
– коррупция региональных органов власти.
Практически региональные аспекты усиления неравных условий конкуренции лежат в основе обострения многих угроз безопасности экономики регионов и оказывают значительное влияние на общефедеральные тенденции обеспечения национальных интересов в области экономики.
Основными объективными факторами, оказывающими влияние на социально-экономическую ситуацию в регионах России, можно считать:
– экономико-географическое положение;
– природно-климатические условия;
– природно-ресурсный потенциал;
– демографический потенциал и структуру населения;
– структуру и специализацию хозяйства;
– финансовую обеспеченность;
– обеспеченность высокопрофессиональными кадрами в сфере регионального менеджмента, особенно в финансово-банковской сфере;
– тип (уровень) социально-экономического развития региона. Рассматривая данные факторы локально, можно показать (на отдельных примерах) наиболее важные формы их проявления применительно к отдельным территориям России. Многим из этих факторов в процессе выработки концепции реформирования не было придано необходимого значения, что явилось одной из причин перекосов и провалов в реформационном процессе в рамках единого экономико-политического пространства России. В этой связи стоит заметить, что экономико-географическое положение благоприятствует развитию:
а) регионов европейского центра и Урала, расположенных в зоне влияния крупных транспортных узлов общенационального значения (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород);
б) приморских регионов с развитым портовым хозяйством (Приморский край, Мурманская, Калининградская области);
в) регионов, примыкающих к западной границе России и расположенных на транзитных путях в Европу (Смоленская, Ленинградская области, Карелия);
г) расположенных вблизи «полюса» континентальное™ регионов, удаленных как от основной части страны, так и от выходов на мировые рынки;
д) периферийных регионов с недостаточными выходами к национальной транспортной сети (республики Северного Кавказа, Ставропольский край и др.);
е) регионов, находящихся в сложном положении с позиций оценки национально-этнической и миграционной ситуации (Хабаровский, Приморский, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область и др.).
Сложившаяся к началу реформ специализация и структура хозяйства -ключевой фактор, определяющий состояние экономики региона. Территориальные различия общепромышленного кризиса - это прежде всего преломление через отраслевую структуру экономики регионов экономического «самочувствия» различных отраслей. Как уже отмечалось, в наибольшей степени от спада производства пострадали обрабатывающие отрасли, прежде всего трудоемкое машиностроение (в том числе оборонное) и легкая промышленность, частично - пищевая промышленность. Относительно благополучное положение отмечается в сырьевых отраслях.
Оптимальность воспроизводственных пропорций региона как субъекта мезоэкономики определяется, прежде всего, возможностью эффективного использования его природных условий и производственно-экономического потенциала для повышения уровня жизни населения данного региона. Эти воспроизводственные пропорции задают определенный алгоритм динамике развития региона как социально-экономической системы.
1 Большинство из этих факторов неоднократно рассматривалось в различных исследованиях, поэтому особой необходимости в их углубленном анализе нет. В данной работе дан лишь краткий комментарий с учетом цели исследования.
Межрегиональная интеграция национального территориально-экономического пространства требует сведения к минимуму дезинтегрирующих национальную экономику межрегиональных социально-экономических диспропорций на основе развития устойчивых воспроизводственных комплексов. Возникновение и развитие условий, препятствующих стабильному, сбалансированному, пропорциональному и устойчивому росту национальной экономики, создает угрозу национальной экономической безопасности и суверенитету.
Объективность анализа в определяющей степени зависит, во-первых, от правильного выбора системы финансовых и экономических показателей, характеризующих текущую ситуацию и развитие основных тенденций, складывающихся в определенную систему и закономерность; во-вторых, от объективности и точности (достоверности) самих анализируемых показателей. Последнее обстоятельство имеет особо важное значение для выработки научно обоснованной стратегии обеспечения финансово-экономической устойчивости, так как в условиях известной недостоверности бухгалтерской и статистической отчетности, существенно искажающей общеэкономические и финансовые показатели, оценка реального состояния экономики региона не может быть достоверной.
Показать больше